Николай Иванович Уткин

Уткин (Николай Иванович) - искуснейший из всех русских граверов, родился в 1780 г. в Твери, в доме Н.А. Муравьева. В 1785 г. Н.А. Муравьев определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской Академии Художеств.


Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига , а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. Уткин быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах.

Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А. Муравьева и большой эстамп "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париж он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник, под полицейским надзором.

В этот период времени им исполнены гравюры: "Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: "Musee Francais", и превосходный портрет князя А.Б. Куракина . Первое из этих произведений было выставлено в парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотой медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики.

Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил Уткину, по его возвращении в 1814 г. в Санкт-Петербург, звание академика. По смерти Клаубера, в 1817 г. Уткин занял его место как в академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем затем году, за портрет Суворова , академия произвела его в советники, из которых, за уничтожением этого звания в 1831 г., он был переименован в профессоры. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 рублей в год.

В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, "Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду", с оригинала В. Боровиковского, а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее, чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А.Н.Оленина и графа С.С.Уварова.

Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его знаменитость: академии стокгольмская (в 1820 г.), антверпенская (в 1827 г.) и дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Императорская Академия, в 1840 г., почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть.

В 1845 г., уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В. Шебуева : "Обедня святого Василия Великого", и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф.И. Иордану . В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, при чем академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого Уткина уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино "Святое Семейство", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшей в 1863 г.

Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. Уткину неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов, - гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, при чем, в лучшую свою пору, достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого.

Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, - таковы достоинства важнейших из произведений Уткина. В лице его русское искусство имело не только высоко даровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом.

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций