«Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния» Ж.-П. Сартр
Любительский коллектив «Быстрый театр» взвалил на себя, подобно Сизифу, непосильную задачу просвещения тверской публики. Молодая труппа, выступающая полтора года, представила на суд зрителя эскиз спектакля современного писателя и драматурга Д.А. Данилова «Человек из Подольска». Создатели дали работе короткое имя «ЧИП».
На что же запрограммированы герои, почему люди живут, подобно автоматам, в которые вставили чипы, и есть ли выход из «матрицы»? Такими вопросами задаёшься каждый раз, когда смотришь историю про жителя Подольска.
Сюжет разворачивается в обычном московском отделении полиции. Николая Фролова задерживают без видимых причин для установления личности. И буквально первая же реплика служителя закона погружает в атмосферу абсурда: «Я буду задавать вопросы, вы будете на них отвечать. Так и выясним, за что мы вас задержали».
Дальше для «счастливчика» начинается своеобразный экзамен на «зрелость» с вопросами по краеведению, песнями и танцами. Цель всего этого до поры до времени остаётся неясной…
Кроме нескольких стульев декораций не предусмотрено. Плюс нехитрый реквизит – игрушечный молоток, свисток (строгая ассоциация – милицейский), ну и далее в том же роде.
Зато костюмы требуют более пристального внимания. Стражи порядка облачены в плащи – чёрный, белый и красный. У джентльменов на шеях бабочки. Дама – в платье и на каблуках. В таком виде они напоминают всадников Апокалипсиса, вампиров или, предположим, инквизиторов.
Одно из проверенных клише, которое, кажется, идёт только на пользу замысла – «хороший – плохой полицейский». Юрий Бобрышев, как истинный силовик, суровой, не терпящей возражений интонацией ведёт допрос главного героя. Каждый вопрос – бритва, отсекающая для «пленного» какую-то часть надежды на лёгкий разговор.
Любовь Гурбо – противоположность. Девушка в элегантном наряде активно соблазняет и утешает «попавшего под раздачу». Актриса на грани иронии и доброго стёба с улыбкой восхищается всем на свете, включая способности задержанного ЧИП'а. И вот будто бы до конца непонятно – это всерьёз или тонкая насмешка.
Михаил Бажан, рядовой, «ретивый» исполнитель, но при этом формалист. Он, будто бы демонстрируя приверженность букве закона, несколько раз спрашивает о каких-то отчётах за квартал.
Но главное – человек из Подольска. Александру Селюку очень идёт шапка, которая скрывает пышную шевелюру и делает артиста моложе сразу на несколько лет. Константин Аносов – своеобразный трикстер – человек из Мытищ, рапортующий обо всём и вытягивающийся по струнке.
Выглядит всё, в целом, довольно инфернально. Но это только на первый взгляд, ибо затем всё встаёт на свои места – и начинаешь понимать, что полицейские ответственны и желают сделать этот мир лучше.
Музыкальное оформление разнообразно – от звука гонга из телевикторины «Что? Где? Когда?» до инди-рока а-ля группа «Курара». А в промежутке – танцевальные ритмы.
Лицедеи проводили открытую читку пьесы два раза. Для Твери это новый формат театрального события.
Первый круг ЧИП’а
Первый раз – в рамках «Библионочи – 2018» в Славянском зале библиотеки имени Горького. Заинтересовались фарсом с категорией 18+ заядлые театралы, студенты, литераторы и многие завсегдатаи культурных городских событий.
Арт-пространство, где показывали «черновую» постановку, было заполнено под завязку – поставили пять дополнительных рядов кресел. Около десятка человек даже стояло.
На импровизированной сцене пятеро артистов, облачённые в костюмы, представляли текст сочинения. Читали с листа, а часть – произносили по памяти. При этом исполнители демонстрировали наработки в подаче материала.
Почётным гостем стал автор пьесы, он ответил на все вопросы пришедших. Дмитрий Данилов рассказал: «Человек из Подольска» – это его проба пера в драматургии. Основная идея – попытка разговора с человеком. Потому что в моей прозе основным героем зачастую становится не персоналия, а город».
Татьяна Ручкова, режиссёр «Быстрого театра», тогда предупредила: «Полноценного спектакля не будет. Сложно собрать публику. У нас в группе в социальных сетях 561 участник, есть площадка, но стоит вопрос с заинтересованностью в культурных мероприятиях. Пару раз в мае покажем «ЧИП'а» для ознакомления с современной драматургией и перейдём к другой работе».
И в середине мая тверичанам вновь суждено было «попасть» в отделение полиции, где Человек из Подольска, ЧИП, вновь проходит все круги ада.
«ЧИП: Перезагрузка»
На репетиции в зале подростково-молодёжного центра вещь восстанавливали – мизансцены и «химию» между актёрами, так как играли впервые после опыта в библиотеке.
Лидер команды, Татьяна Ручкова, прочитала перед началом вдохновляющий отрывок из философского эссе об экзистенциализме Ж.-П. Сартра: «История о том, как человек вдруг ясно увидел абсурд и хаос бытия и прошёл огромный духовный путь от страха, отчаяния и чувства безысходности до осознания своей свободы и ответственности за каждый свой выбор».
Все связи и переходы быстро «встали на свои места». Будто устанавливающиеся нейронные связи при изучении иностранного языка. Этот же лейтмотив становится ключевым в речи одного из героев.
Минимальное количество раз приходилось ненадолго останавливать процесс, чтобы подстроиться под музыку или обозначить верную траекторию движения. В остальном, «чипаевцы» очень быстро вошли в раж, и за Человека из Подольска стало чуть-чуть страшно. Искусство – такая вещь…
А вот от финального монолога Любови Гурбо под саундтрек из фильма «28 дней спустя» и вовсе нахлынуло неподдельное чувство отчаяния. Что называется, пробрало.
И если согласно родоначальнику экзистенциализма, «свобода начинается по ту сторону отчаяния», то в такие моменты по-настоящему задумываешься о своей жизни. Всё правда, всё про многих из нас.
Неуловимый ЧИП
Вновь читка «Человека из Подольска» прошла в другом зале Подростково-молодёжного центра.
Всего пришло порядка полусотни человек. Возраст, в основном – от 28 до 40 лет. Театралы отмечают – как раз целевая аудитория.
Зал чутко реагировал. Несмотря на серьёзность темы, «ЧИП» наполнен юмором, который публика мгновенно улавливала.
Татьяна Ручкова, режиссёр «Быстрого театра», прокомментировала: «Люди откликались, смеялись, когда задумано. Замирали в финале. Это поддерживало актёров. Играли здорово! Как-то по-новому даже. Уже купались в тексте».
После представления обсудили проблемы, поднятые в произведении. Также развернулась дискуссию о социальном театре и важности рефлексии по поводу увиденного на сцене.
На показе присутствовала психолог из Подростково-молодёжного центра Наталья Глюз. В разговоре с театралами рассказала, что была приятно удивлена, потому что привыкла лишь к повсеместной самодеятельности. Среди зрителей был и постоянный – Юрий Зайцев, занимающийся изучением философских вопросов.
Татьяна Ручкова, режиссёр «Быстрого театра», подчеркнула: «Очень хочется, чтобы мы получили официальный статус, т.к. мы никто. И даже участие в фестивалях, не говоря уже о грантах, нам заказано».
В одном из отзывов в социальной сети смыслообразующим стал мотив актуальности. Его кратко можно сформулировать, как: жить здесь и сейчас.
Светлана Савельева, зрительница: «До недавнего момента, несмотря на все то замечательное, что происходило в моей жизни, я не умела радоваться... И вот сейчас я учусь это делать заново».
Высказывание дополнено аргументами, вольно их можно пересказать так: каждый мир каждый несёт ответственность за выбор; зависть мешает радоваться тому, чем обладаешь; издевательство над самим собой – распространено повсеместно; бегство от себя бесполезно.
И в заключительной части текста тверичанка поблагодарила за возможность обсудить увиденное после спектакля, что «заставляет работать мозг и создавать новые нейронные связи».
Если копнуть историю вопроса – Томский театр юного зрителя, к примеру, регулярно «открыто читает», а про столицы и говорить не стоит. Тверь пока только присоединилась к такой практике.