«Признаюсь, с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто ещё не слыхивал и не видывал». Кажется, во все времена сумасшествие способно настигнуть каждого. В моноспектакле «Записки сумасшедшего», основанного на одноимённой повести Н.В. Гоголя (1834) и книге документальной прозы С.А. Алексиевич «Время секонд хэнд» (2013), показано, как именно перекликаются «дела давно минувших дней» и «век нынешний».
Тверичане увидели московскую постановку в ТЮЗ’е в рамках «транзитного» проекта.
Записки «Сумасшедшего» Гоголя рассказывают о горестном существовании мелкого петербургского чиновника, столоначальника в департаменте Аксентия Ивановича Поприщина. Сообразно своей фамилии, он, как отмечают многие исследователи, ищет своё поприще. При этом он терзается манией величия.
В сборнике непридуманных историй С.А. Алексиевич рассказано о сумасшествии другого рода. О том, как homo soveticus, человек советский, переживает распад СССР и сталкивается с «купи-продай»-миром капитализма. «Свобода оказалась реабилитацией мещанства».
Постановка начинается с пассажа про Горбачёва и Перестройку, а потом переходит в рутину кабинетной работы, которая что в XIX веке, что сейчас, мало чем отличается. Так и продолжается постмодернистское повествование от первого лица, выстроенное в форме дневника. 3 октября, 4 октября и т.д.
Актёр Анатолий Кот, известный многим как злодей в сериалах и фильмах, успешно играет и на театре. Его Поприщин – это, с одной стороны, зажатый чинуша, который бегает за бумагами, бешено сшивает дела, горбится за рабочим местом, а, с другой стороны, демоническая личность с пылающим взором, решительными жестами и гордой осанкой.
При этом, пластика, манера говорить и жесты меняются у исполнителя и когда он вживается в героев Алексиевич. Вот он бежит с улыбкой и воздушным шаром, приветствуя эпоху перемен, а вот, будто человек старой закалки, пристаёт к прохожим как попрошайка, цитируя социалистическое учение. Но никому оно становится не нужно.
Проходящее время отсчитывают звуки капающей воды. Время течёт, мир меняется, но в тоже время ещё и протекает крыша.
Обе исповеди разворачиваются на довольно скромном фоне, из декораций – стремянка да стол с канцелярскими принадлежностями. Но и они играют несколько ролей – к примеру, лестница превращается в кровать. На экране появляются видеопроекции, дополняющие ткань произведения – то каморка главного героя, то место службы.
Разные литераторы выделяют некоторый набор основных, базовых сюжетов, которые повторяются из века в век. И если писатель Хорхе Луис Борхес обозначает четыре их типа, то драматург Жорж Польти – 36. Во второй список входит, в том числе, и помешательство.
Как отмечает вслед за другими литературоведами Дмитрий Быков, русская культура порождает не материальные блага, а «среды» и литературу. «Записки сумасшедшего» – это одновременно и своеобразная атмосфера, и писательский труд глав героя... Значит ли это, что все мы сумасшедшие? Нет. Но лёгкая искорка безумия тлеет в каждом.
Эгоцентрика
Внимание к личности
Раздувается, хочет заполнить собою.
А человек в эпоху капитализма сдувается.
Год 2000 апреля 43 числа.