2016 год предвещает спад в агропромышленном комплексе, который в 2017 году станет еще сильнее. В этом уверены многие участники рынка. Отмечает, что государство хотя и декларирует поддержку отрасли, в последние годы энергично ее "сворачивает". Используемые "инструменты" - рост административных барьеров, дороговизна кредитов,а также снижение покупательского спроса, как следствие иных направлений политики.
"В будущем аукнется"
2015 год для АПК стал вполне удачным - 61,8 млн т пшеницы, 33,6 млн т картофеля, рекордные 16,1 млн т овощей. Также было произведено порядка 13,4 млн т мясной продукции. Но эти успехи по мнению руководителя Международного независимого института аграрной политики Елены Скрынник очень шатки. Дело в том, что сельское хозяйство является инерционной отраслью, т.е. текущие результаты напрямую связаны с работой и проектами прошлых лет. Сейчас же АПК развивается по инерции с нисходящим трендом. У инвесторов закончился потенциал, заложенный благодаря программам господдержки в 2009–2012 годы. В качестве примера приводится самый низкий процент кредитов в мясном и молочном скотоводстве, сейчас он составляет порядка 6-10%, а дальше будет только расти. В растениеводстве эта цифра зависла на 9-13%. "Расти в этих условиях невозможно, так как рентабельность в среднем по отрасли в несколько раз ниже", — резюмирует Елена Скрынник.
Барьеры стали вчетверо выше
Некоторые предприниматели согласны с мнением экс-министра - эмбарго подтолкнуло отрасль к развитию, но кардинальных перемен пока не случилось, признает гендиректор ГК "Лосево" Эльдар Беглов. Кредиты недоступны, инфраструктура деревень оставляет желать лучшего, а кадры приходится самим доучивать. "Мы и не ожидали, что за пару лет все наладится, но судя по тому, что мы наблюдаем, это затянется надолго", — говорит Беглов.
Гендиректор компании "Идаванг Агро" и владелец 2 свиноферм Татьяна Шарыгина отмечает, что в 2016 году количество административных барьеров выросло вчетверо по сравнению с 2011 годом. В связи с этим фирма отказалась от идеи строить третью ферму. Виной тому проблемы с кредитованием, субсидированием и ряд других "загвоздок" со стороны государственных ведомств. Совладелец птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников добавляет: никто не будет запускать новые проекты на кредиты коммерческих банков под 25%. Затраты на ведение бизнеса в АПК растут, при этом адекватно поднимать цены на продукцию производители не могут из–за падения покупательной способности населения.
Вложения в сельское хозяйство итак окупаются крайней долго, а в связи со снижением покупательской способности ситуация обострилась еще больше. В отрасль пришли непрофильные инвесторы, рассчитывавшие на быструю окупаемость благодаря эмбарго. Но они просчитались. "Потребление падает, значит, будет падать и производство. В итоге в 2017 году мы не получим такого роста производства, как в 2015–м. А если ситуация будет развиваться так же, как в последнее время, то это приведет к падению всей отрасли", — признает Никита Мельников.