Владимир Александрович Серов

Владимир Александрович Серов (1910, Тверская область, с.Эммаус - 19 января 1968, Москва) - советский живописец и график, педагог; Народный художник СССР (1958), действительный член (с 1954, переизбран в 1962) Академии художеств СССР, дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951); первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968) и президент Академии Художеств СССР (1962—1968). Член КПСС с 1942 года. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961 года. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1958 года.


В 1931 окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). В 1932—1933 учился в аспирантуре Института живописи, скульптуры, архитектуры в Ленинграде у Исаака Бродского. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Во время Великой Отечественной войны, будучи председателем Ленинградского отделения Союза советских художников, работал в осажденном Ленинграде, участвовал в работе объединения «Боевого карандаша» .

Автор картин на историко-революционные темы, портретов, пейзажей, натюрмортов. В картинах Серова В. А., посвященых событиям Октябрьской революции и первых лет советской власти исторические события интерпретирируются в духе официальной историографии 1940—1960 гг. Ему также принадлежат иллюстрации к произведениям отечественных классиков: поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (черный карандаш, соус, гуашь, 1948—1949), роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (преимущественно темпера, 1951—1953), А. С. Пушкина, М. Горького и др. Создал графическую серию к «Слову о полку Игореве» (бумага, темпера, 1957—1962. Оригиналы в Ростовском художественном музее).

Серов В. А. — автор ряда политических плакатов («Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма», 1934; «Заменим!», 1941; «Защитим город Ленина», 1941; «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!», хромолитография, 1944).

В своей творческой и общественной деятельности являлся ярко выраженным представителем официальной государственной идеологии, апологетом метода социалистического реализма в его самом догматическом понимании. Будучи преидентом АХ СССР, сыграл неблаговидную роль, негативно оценивая произведения ряда художников «сурового стиля».

В 1980 году на родине художника в с. Эммаус Тверской области открыт Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова. В г. Москве на доме (Наб. Тараса Шевченко, 3), в котором в жил В.А. Серов, установлена мемориальная доска.

Главные работы:

- «Сибирские партизаны» (1934, Музей им. И. И. Бродского, г. Бердянск)

- «На Юденича» (1934, Государственный центральный музей современной истории России, Москва).
- «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году», 1937
- «Штаб Чапаева» (1938, Центральный музей вооруженных сил. Экспонировалось на выставке «20 лет РККА»)
- «Ледовое побоище» (1942, ГРМ)
- «Последний патрон» (1942, Музей обороны Ленинграда)
- «Балтийский десант» (1942, Центральный музей Военно-Морского Флота, Санкт-Петербург)
- «Въезд Александра Невского в Псков» (1945, ГРМ)
- «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947, КНР, вариант — 1962, ГТГ. Государственная премия СССР, 1948)
- «Ходоки у Ленина» (1950, ГТГ. Вариант — Центральный музей В. И. Ленина, Москва, ныне в ГИМ. Государственная премия СССР, 1951)
- «Зимний взят!» (1954, ГТГ)
- «Ждут сигнала (Перед штурмом)» (1957, ГТГ)
- «Декрет о мире» (1957, ГТГ)
- «Декрет о земле» (1957, ГТГ)
- «Рабочий», 1960
- «Сталевар», 1966

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций