Тверская культура в XV веке

Слово похвальное» помимо восхваления главного своего адресата князя Бориса Александровича содержит весьма ценные сведения о культурной и хозяйственной жизни Твери. Например, о том, что в городе трудились умелые ювелиры и оружейники.


Мастер по литью пушек Микула Кречетников был таким докой в своем деле, что, по замечанию летописи, «...и среди немец не обрести такова». Известны имена местных мастеров-денежников Арефьева и Федотова.

Вообще Тверское княжество одним из первых на Руси стало чеканить свою монету. Произошло это на стыке XIV-XV вв. До того в Твери, как и во многих русских землях, имели хождение в основном монгольские деньги.

Изображения на тверских монетах отличаются невиданным для других княжеств разнообразием. Можно говорить о широком кругозоре местных мастеров, отразившемся в изобразительных мотивах. Мастерам были известны раннехристианские образы, символы кочевых народов причерноморских степей; также на монетах изображались драконы, демоны, орлы...

Шедевром тверского (шире — русского) прикладного искусства считают рогатину князя Бориса Александровича. Рогатина, на¬поминавшая по форме копьё, являла собой образец парадного оружия. Вполне вероятно, что её изготовили по случаю предполагаемой коронации литовского князя Витовта в 1430 г., на которую был приглашён и Борис Александрович. На стальную поверхность положены серебряные пластины с резными рисунками тонкой работы, которые последовательно иллюстрируют один из самых драматичных моментов тверской истории — гибель князя Михаила Ярославича в Орде.

Рисунки выполнены местными мастерами, которые были знакомы не только с технологией резьбы, но и с наиболее распространенными сюжетами западноевропейских резных изображений. Рогатина Бориса уникальна и не имеет аналогов. Она хранится в Москве, в Оружейной палате, а владелец рогатины, по некоторым предположениям, подарил её своему молодому зятю Ивану III (впоследствии лишившему самостоятельности княжество своего тестя).

Тверские резчики поднаторели не только в искусстве металлообработки, но и в резьбе по кости и дереву. В средневековой Твери создавались даже иконы из кости. Они раскрашивались и помещались в оклады. Такие иконы имели особенно праздничный и нарядный вид. К сожалению, они относительно недолговечны (мате¬риал даёт трещины), потому эти тверские шедевры до наших дней не дошли.

В XV в. в Твери и других городах княжества ведется обширное церковное строительство. Так, в основанном тверским епископом Арсением Жёлтиковом монастыре возводится храм в честь Успения Богородицы (1406 г.). В 1408 г. в Твери, спасаясь от татарского погрома, появились монахи из Троице-Сергиевой лавры и Иосифо-Волоцкого монастыря. Среди них был крупнейший писатель русского Средневековья Епифаний Премудрый. С его приездом связывают появление в Твери Евангелия, украшенного миниатюрами знаменитого византийского художника Феофана Грека.

В 1415 г. Епифаний Премудрый уже из Троице-Сергиевой лав¬ры направил послание архимандриту Тверского Спасо-Афанасьева монастыря Кириллу. Отвечая на вопрос Кирилла, Епифаний рассказывает о храме Святой Софии в Константинополе и о «палатном письме», которым Феофан Грек расписывал здания в Москве.

В Твери поддерживались связи с греческими монастырями, расположенными на горе Афон. Тверские книжники работали на Афоне, создавая списки произведений отцов Церкви. Пополнилась библиотека Тверской епархии и благодаря московскому митрополиту Киприану. По инициативе тверского епископа Арсения в 1406 г. был составлен список «Киево-Печерского патерика», включавшего обширные сведения о подвижниках православной веры. Арсений, безусловно, сам был таким подвижником. Известно, что он раздал имущество нищим и ушёл в Киево-Печерский монастырь, поступив в послушание к благочестивому старцу. Был воздержан во всём, живя строго, к людям был милостив: защищал обиженных, кормил неимущих, выкупал пленных из рабства.

Арсений управлял Тверской епархией около двадцати лет. Спустя много лет после кончины Арсения мощи его были обретены совер¬шенно нетленными, не пострадала и одежда. Когда открыли гробницу, вся церковь наполнилась благоуханием. Тверской архипастырь прославился и посмертными чудесами, в том числе такими, в которые не каждый поверит. Рассказывают, что жил в Твери некий рыбак по имени Терентий, молившийся святому Арсению.

Однако потом разум Терентия помрачился. Родители привезли его в Жёлтиков монастырь и оставили у гроба Арсения, надеясь на исцеление сына. Терентий не только не излечился — он скончался, и его мёртвое тело пролежало два с половиной дня. Монахи положили Терентия в гроб в Успенском соборе монастыря и сообщили родителям о кончине сына.

Отец и мать, рыдая у гроба, укоряли Арсения: «Мы надеялись получить от тебя милость, а ты навёл смерть на сына нашего». Тут-то, по рассказам, и произошло неслы¬ханное. Когда священник начал читать Евангелие над усопшим, Терентий... поднялся из гроба! Тогдашний тверской епископ Акакий собрал духовенство и отправился в Жёлтиков монастырь, где велел показать ему воскресшего. Терентий рассказал о свершив¬шемся чуде...

Людская память сохранила рассказы и о других чудотворени-ях Арсения. В 1609 г. в Жёлтикову обитель ворвались поляки. Один из них взял драгоценный покров с гроба Арсения и накрыл седло своего коня. Едва сев, он был вместе с конём подброшен вверх неведомой силой. Ударившись оземь, конь и всадник погибли, а покров увидели уложенным на кровле храма...

В 1637 г. инок Жёлтикова монастыря Герман, будучи нетрез¬вым, пришел в церковь Антония и Феодосия Печерских. В этот храм на время ремонта Успенского собора перенесли гроб святого Арсения. Герман неожиданно уснул у раки с мощами. Проснув¬шись в полночь, он увидел горящие перед иконами свечи и... Арсе¬ния, сидящего в каменном гробе. Святой укорил монаха за то, что тот приходит в храм пьяным, и прогнал его. Герман сильно захво¬рал и исцелился только спустя долгое время. Видимо, раскаялся...

Говоря о строительстве храмов, можно упомянуть о возведении в Старице Никольской церкви. Она, как и собор архангела Михаила, была украшена стенной росписью. Строятся и расписываются храмы во втором по значению городе княжества — Кашине. Здесь трудятся также московские резчики и чеканщики. Кашинцы даже чеканили свою монету, а в 1425 г. здесь на основе тверских летописей был создан свой летописный свод.

Среди сохранившихся кашинских монастырей — Николаевский Клобуков монастырь, основанный в 1400 г. Относительно названия монастыря имеется несколько предположений. По од¬ному из них, здесь когда-то нашли монашеский клобук. Что до наименования «Николаевский», то здесь всё куда очевиднее: пер¬вый храм обители был построен в честь святого Николая Мирликийского.

Около 1420 г. в обитель явился боярин Матвей Кожин и постригся в монахи под именем Макария. Это был тот самый Мака-рий, который затем основал Калязинский монастырь (о нём речь пойдет дальше). Впоследствии особенно торжественными были богослужения, в которых прославлялся преподобный Макарий. Маленькую деревянную келью, собственноручно сработанную им около 1425 г., почитали как святыню. Были здесь и другие святыни — древняя икона святого Николая, а также серебряный крест с частицею мощей святого великомученика Пантелеймона.

Кроме Макария известны и другие подвижники, подвизавши¬еся в Клобуковом монастыре. Трогательную историю рассказывают о боярине Стефане Анисимове (монашеское имя Сергий). Устав от мирской суеты, он по обоюдному согласию разошёлся со своей женой Матрёной Григорьевной. Стефан удалился в Клобуков монастырь, а Матрёна, последовав примеру супруга, ушла в Сретенский и приняла имя Марфа.

Их сбережения пошли на устройство в Клобуковом монастыре каменного храма. Супруги оказались рядом уже после земной жизни. Сергий преставился в 1670 г., Марфа пережила супруга на тридцать лет. Оба были погребены в Клобуковом монастыре в особой каменной палате. Долгие годы богомольцы приходили на их могилы, здесь служились панихиды...

Несколько позднее неподалёку от Кашина появляется Калязинский Троицкий монастырь. Основанный в 1434 г., он быстро становится заметным культурным центром с оригинальными храмовыми постройками и развитым прикладным искусством. А устраивался монастырь трудами уже известного нам боярина Матвея Кожина, уроженца одноимённого кашинского села (Кожине).

Матвей — мирское имя отца Макария. После смерти жены он постригся в монахи и удалился в Кашинский Клобуков монастырь для уединённой и молитвенной жизни. Но через несколь¬ко лет Макарий с семью другими монахами ушел из Клобукова монастыря и обосновался в 18 верстах от Кашина вблизи левого берега Волги.

По преданию, за семь дней рядом с монашескими кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая название новому монастырю. Обитель быстро разрасталась, слава о ней распространялась далеко. Нашлись завистники, которым не нравилось могущество монастыря. Некий Иван Коляга решил погубить Макария.

Но осуществить задуманное не удалось. От морового поветрия погибла вся семья Ивана Коляги, сам же он тяжело заболел, явился к Макарию и постригся в монахи. С тех пор, по упоминаниям в «Житии преподобного Макария», пустынь преподобного стала именоваться Колязино по имени Ивана Коляги, а его богатства отошли монастырю. Впрочем, часто его называли просто Макарьевским в честь основателя.

Немного осталось тех, кто помнит облик этого памятника древнерусского зодчества. Троицкий Калязинский монастырь был крупнейшим на Тверской земле и одним из самых могущественных на Руси. Наряду с Троице-Сергеевым монастырём он прикрывал дорогу на Москву с северной стороны, а в самой Москве, в Китай-городе, располагалось подворье монастыря. Обитель была затоплена в 1940 г. Угличским водохранилищем. Подобно другим жемчужинам калязинской архитектуры, она стала жертвой индустриального эксперимента.

Источник - книга "История Тверской Земли". Святослав Михня.

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций