Образ великого князя Михаила Ярославича Тверского - один из запоминающихся и притягательных в русской агиографии. Неудивительно, что художники обращались к этому образу очень охотно (благо есть его практически прижизненный портрет в “Хронике Георгия Амартола”), и “портретная галерея” князя достаточно велика и имеет почтенную историю.
В Твери своего святого князя особенно любили. Есть множество икон разного времени и стиля с изображением Михаила Тверского. Жаль, что нынешний памятник на Советской площади не имеет с историческим образом князя ничего общего. Но теперь уж ничего не поделаешь...
О некоторых из образов святого заступника нашей земли, находящихся в собрании Тверской областной картинной галереи, неоднократно говорилось. Но, помимо икон, сохраняющихся в этом крупнейшем тверском собрании произведений искусства, есть множество других, поныне находящихся в храмах и монастырях Тверской земли, а также - в этих же храмах - существует многое множество образов князя в стенных росписях, забытых или малоизвестных широкому кругу тверитян.
...Бывает, что, путешествуя по Тверской области, даже по ее отдаленным забытым уголкам, в каком-нибудь старом заброшенном храме, хранящем еще остатки великолепной стенной живописи, вдруг будто встречает тебя хорошо знакомый человек - на каком-нибудь обломке стенописи видишь узнаваемое лицо с высоким лбом с залысиной, обычно без шапки. По княжеской шубе и иногда сохранившейся надписи он узнается сразу - наш князь, образы которого за сравнительно небольшой срок (несколько десятилетий конца XIX - начала XX века) проникли во все уголки обширной губернии от торопецкой границы до Подмосковья.
О нескольких, самых запомнившихся, хочется рассказать здесь.
Кажется, самый ранний из уцелевших образов князя Михаила, сохранившийся в нашей области вне музейных собраний, находится в главном иконостасе церкви Белая Троица в Твери. К сожалению, его практически никто не видит, потому что увидеть его из основного помещения храма невозможно - мешает колонна. Это образ князя вместе со святым Арсением, епископом Тверским. Между ними изображен Тверской кремль (впрочем, довольно условно) с узнаваемым Спасо-Преображенским собором. Икону можно датировать серединой - второй половиной XVIII века, это явно произведение местного иконописца не очень высокого мастерства. Подобных икон делалось в то время немало.
Еще один образ Михаила и Арсения, тоже с тверским собором, но уже начала XIX века, можно увидеть в церкви Рождества Богородицы в Городне. К сожалению, на иконе из Городни сейчас сплошной металлический оклад, лишь повторяющий контур рисунка этой иконы.
Продолжая рассказ об иконах князя Михаила, отметим еще несколько образов. Достаточно ранних (раньше середины XIX века) икон князя осталось очень мало. Еще один образ есть также в Белой Троице, в правом иконостасе (Ефремовского придела). Там князь изображен в числе других святых, с пальмовой ветвью (которую часто изображают у мучеников: пальма - символ победы). Образ князя в живописной манере не самый запоминающийся, но узнаваемый.
В Троице есть еще один образ, самый известный и опубликованный, в киоте, на котором Михаил изображен вместе с Анной Дмитриевной (Кашинской), своей святой супругой. Поскольку раньше 1909 года такой образ появиться просто не мог, датировать его, а равно и другие такие же иконы (их довольно много в разных храмах епархии) нужно временем между 1910 - 1919 годами. Позже монастырские мастерские прекратили свое существование. А эти иконы - как раз продукция таких монастырских мастерских. У всех этих икон есть общие признаки. Фон обычно золотой, часто с мелким тисненым орнаментом, травчатым или имитирующим древнерусские плетенки на миниатюрах рукописей, иногда этот орнамент по раме иконы расцвечивается голубыми, зелеными, розовыми красками. Михаил всегда на иконе слева, в княжеской одежде, с очень узнаваемым, часто просто одинаковым лицом, всегда без шапки, в трехчетвертном развороте, обращенный к княгине Анне (которая всегда изображена в монашеской схиме).
Приходилось видеть такие иконы в самых разных храмах, но самое неожиданное было увидеть этот образ во Введенской церкви в Борисоглебском монастыре в Торжке. Дело в том, что еще в начале XX века ни единой иконы князя Михаила в Торжке не было в принципе - сказывалась давняя неприязнь новоторов к тверскому князю, разорившему в 1315 году их город. Но в последующем, а еще более в советское время, старые обиды ушли на второй план, и одним из образов, сохраненных (в Торжке!) в советское время у верующих, оказался именно образ Михаила и Анны.
Еще одна такая же икона находится в Твери в церкви Рождества Богородицы (в бывшей Ямской слободе). Образ появился в храме не так давно через пожертвование от прихожан (кажется, он был куплен в антикварном магазине), но тверское его происхождение очевидно. Можно предположить, что изначальное место, где создавались такие образы, - иконописные мастерские тверских женских монастырей, вероятнее всего, Оршина (где иконописная мастерская была особо известна) или Христорождественского. В этих образах нет особой духовной силы или мощи, но они трогательны, красивы, а высокое мастерство монахинь вне сомнения.
Стенописи тверских храмов сохранили гораздо больше образов князя Михаила Тверского, хотя бы потому, что они, в отличие от икон, не сжигались и не выносились из зданий. Увы, наше время безжалостно к этим произведениям искусства, пережившим советские десятилетия. Ныне в храмах, оставшихся без надзора, без крыш, окон и дверей, они быстро исчезают. Назовем лишь некоторые известные примеры образов князя Михаила в них.
Так, от второй половины XIX века (с 1870-х годов) остались образы князя в храмах сел Баскаки (Весьегонский район), Хабоцкое и Мицыно (Краснохолмский район), Карамышево и Поляны (Сандовский район) и многих других. У мастеров этого региона был другой образец, отличный от тверского. Князь изображен с ножом (по католическому обычаю, перенятому в XVII веке в России, изображать мучеников с тем орудием, которым их убили). В начале XX века становится популярным, наконец, изображение князя с мечом (как благоверного правителя и праведного государя) и/или с крестом (общехристианским символом мученика). Таковы образы князя в росписях храмов сел Воронья Нога (Бежецкий район), Пятницкое (Весьегонский район) и других.
Большую популярность приобрели в конце XIX века копии с картин Пимена Орлова “Прощание Михаила Тверского с сыном Константином и боярами перед смертью” (последняя беседа князя) и “Убиение Михаила Тверского”, хранившихся в тверском соборе, а ныне, слава Богу, уцелевших в собрании областной картинной галереи. Разные вариации на тему этих картин распространились достаточно широко. Например, под Тверью копии картин Орлова встречаются в церкви села Семеновское (Калининский район), а под Весьегонском (!) - в церкви села Любегощи.
Кроме этих, “типовых”, образов (хотя нынешним иконописцам до таких “типовых” картин-икон часто очень далеко), есть и авторские, свободные вариации. Назовем две. Одна из них находится в куполе Георгиевского храма погоста Урайское (Спировский район). Храм любопытен уже тем, что его роспись, созданная в 1910-х годах, представляет собой довольно редкий сюжет: копию с картины В.М. Васнецова “Радость праведных. Преддверие рая”. Делал эту копию неплохой художник, может быть, и с Академической дачи. Среди святых он, очевидно, по желанию заказчика (у Васнецова нет этой детали), поместил Михаила Тверского с пальмовой ветвью. Это очень красивый и благородный образ, один из лучших в тверской “михаилиане”. Еще один образ (один из самых последних, созданных тверскими иконописцами до 1930-х гг.) находится в Казанском храме села Медное (Калининский район). Этот храм расписан около 1924 - 1927 гг. Михаил изображен без всяких атрибутов, кроме своего княжеского одеяния. Но и здесь он не в парадной шубе, а всего лишь в подпоясанной русской рубахе. Художник, делавший эту роспись в годы, когда уже прошли гонения и многое было ясно в судьбе Церкви в России, не стремился к слащавости и “прилизанности” образа, к тому же он явно торопился и писал в почти эскизной манере, длинным мазком. Но зато ему удалось создать простой и удивительно величественный образ, один из самых выразительных в галерее образов князя Михаила. Менее всего в нем князь похож на князя, но из-за этого в нем более всего подлинного человеческого и христианского величия.
Таковы лишь некоторые образы святого благоверного князя Михаила Тверского, сохранившиеся в действующих и закрытых храмах Тверской области. Излишне говорить, что многие из них нуждаются в защите и сохранении. Но, и это не менее важно, можно и нужно учиться у прежних поколений тверитян как живописному мастерству, так и вниманию к памяти святого покровителя Тверской земли. Тем более что пока учиться есть на чем.
Павел ИВАНОВ -