История ислама в Тверской области

Территория Тверской области, находящаяся в верхнем течении реки Волги — главной артерии Восточной Европы, с давних времен притягивала к себе торговых людей со всех концов этого обширного региона. Не были исключением и мусульмане, тем более, что Ислам закрепился в Среднем Поволжье уже в IX–X веках. И самым первым зафиксированным появлением мусульман здесь является образование Болгорской волости в XIII веке. Болгорская волость (губа) — административно-территориальная единица в составе Старицкого уезда (современный Старицкий район Тверской области), существовавшая до конца XVII — начала XVIII веков.


После монгольского разорения Булгара в 1236 году часть булгар бежала на Русь, прежде всего в северо-восточные русские княжества и в Новгород. В. Н. Татищев писал, что «в том же году от пленения татарского многие Болгары, избегши, пришли в Русь и просили, чтоб им дать место. Князь же великий Юрий [Юрий II Всеволодович, великий князь Владимирский, правил в 1219–1218 гг.] весьма рад сему был и повелел их развести по городам около Волги и в другие». Очевидно, именно тогда и появилась Болгорская волость.

Можно назвать несколько причин, по которым Болгорская волость расположилась именно в этих землях. Во-первых, крупных поселений в тот момент там не существовало. Во-вторых, эта местность в целом была знакома булгарам, особенно купцам, поскольку находилась практически на пересечении нескольких важных торговых и речных путей, соединявших Волжскую Булгарию и Владимиро-Суздальское княжество, с одной стороны, и Новгородскую республику — с другой.

Однако все эти обстоятельства следует считать второстепенными по сравнению с еще одной, гораздо более весомой причиной выбора булгарами нового жительства. Непосредственно в этом районе расположены многочисленные месторождения особой породы известняка, использовавшегося при градостроительстве, а способности булгар в качестве строителей многократно отмечены исследователями.

Кто же были булгары, основавшие волость? Очевидно, это были состоятельные купцы, хорошо знакомые с местностью и понимавшие ее преимущества, и ремесленники, имевшие необходимые средства для обустройства на новом месте.

Историю Болгорской волости еще только предстоит исследовать; при этом важно обратить внимание на ряд сюжетов, которые на сегодня можно обозначить лишь ориентировочно. Во-первых, поскольку булгары, как отмечал еще Татищев, народ «в строениях городов преславный», следует изучить подлинную роль ее жителей в строительстве крепостей Тверского княжества. Во-вторых, если верно наше предположение о социальном статусе части жителей как зажиточных купцов, следует исследовать их возможное влияние на становление Тверского княжества в качестве крупнейшего торгово-экономического центра среди всех русских княжеств ордынской эпохи. В-третьих, нужно предположить вероятную взаимосвязь между булгарами — основателями Болгорской волости, и тюркским населением XV — начала XVI веков, известным в близлежащих Старице, Ржеве, Зубцове, Торжке и Твери.

Другим важным пунктом в нашем понимании истории мусульманской общины в Тверской области является Татарский гостиный двор в Твери — торговое и предположительно дипломатическое представительство Золотой Орды в великом княжестве Тверском, один из торговых центров Твери в XIV веке.

Двор располагался на территории Затьмацкого посада (один из 4 посадов Твери, был расположен между Волгой и р. Тьмакой) в пределах кварталов, образованных современными улицами Достоевского и Бебеля и переулками Дмитрия Донского и Трудолюбия. Месторасположение двора определялось его близостью к Тверскому кремлю, который располагался в том же Затьмацком посаде примерно в 1 км от него, а также тем фактором, что именно через Затьмачье столица великого княжества Тверского была связана с крепостями и торговыми центрами на юго-востоке своего государства: Старицей, Ржевом, Зубцовом. Эта дорога (современное Старицкое шоссе) проходила через территорию Болгорской волости, торговцы и ремесленники из которой, очевидно, были тесно связаны с тюркским (татарским) населением Твери.

В XIV веке на Татарском гостином дворе жили послы и купцы из Золотой Орды. Существование особого подворья для гостей из Золотой Орды следует из того факта, что великое княжество Тверское вело независимую от других русских княжеств политику во взаимоотношениях с ордынскими ханами.

Еще в начале XVI века Татарский гостиный двор, судя по духовной грамоте Ивана III от 1504 года, наряду с Ордынскими подворьями в Москве и Нижнем Новгороде продолжал играть важную роль во взаимоотношениях Руси и постордынских государств.

Другая волна переселения татар в Тверской край приходится на вторую половину XIX века и связана с общими миграционными процессами, происходившими в Европейской части Российской империи.

Татары Нижегородчины и Касимова (а именно они составляли основную волну переселенцев), работавшие ранее в деревнях как государственные крестьяне, сотнями и тысячами подались в города на заработки. Выгодное с экономической точки зрения географическое положение Тверской губернии способствовало быстрому росту промышленных предприятий и, соответственно, численности населения, в том числе и татарского.

В Твери татары (мусульмане) впервые зафиксированы в количестве двух человек в 1846 году. По переписи 1869 года, проведенной властями города по собственной инициативе, татар в Твери насчитывалось 58 человек. А уже к 1878 году, когда была проведена первая перепись населения Тверской губернии, татар (магометан) насчитывалось 717 человек. В социальном отношении чуть более трети татар (36 %) составляли военнослужащие, младшие офицерские чины расквартированных в Твери и губернии полков. Остальную часть составляли крестьяне в возрасте от 20 до 29 лет. Это были так называемые отходники, которые, оставив семьи и родственников в деревнях, подались в города на заработки.

Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько слободок. Слева, по дороге на Москву — Ямская, справа — Мещанская слобода. Ныне это район улицы Вагжанова. Кроме того, сохранилось название Татарский переулок. По мнению известного тверского краеведа Н. А. Забелина, именно в этом районе, между Татарским и Смоленским переулками, находилась Татарская слобода. По его словам, район слободок активно заселялся со второй половины XIX века.

В ведомостях о выдаче купеческих торговых документов мы видим татарина Сергачского уезда Нижегородской губернии Мусу Юсупова, торговавшего мебелью в ведомстве Ламберта на Мироносицкой (ныне бульвар Радищева), а также владельца буфетов на Николаевской железной дороге купца 2?й гильдии Алышева Ибрагима Ишбулатовича. Впоследствии буфеты перейдут к его сыну Фатиху, который уже будет представлять с 1906 года Санкт-Петербургское купечество.

Среди лиц, имеющих свидетельства на право торговли, из татар числились Салехетдин Фатхуллин и Шигабетдин Абдулгафуров. Последний позже станет муэдзином в Соборной мечети и заместителем муллы Хусаина Сеид-Бурхана. С именем этого последнего муллы связана официальная история татарской (мусульманской) общины города. В конце XIX века для прохождения воинской службы в 8?й гренадерский полк прибывают татары-новобранцы. Вместе с ними приходит и мулла Хусаин Сеид-Бурхан. К этому времени татар в губернии насчитывалось уже около тысячи человек, третья часть которых проживала в городе.

В тексте использованы материалы из книги Ф. Б. Батыргареева «Татары в Тверском крае» (Тверь, 2004); О. Н. Сенюткиной, Д. З. Хайретдинова, опубликованные в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (М. — Н. Новгород, 2009).

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций