Архитектура уездных городов. Дворцы в "дворянских гнездах". Зодчие и художники

Почин Твери, застроенной по регулярному плану, поддержали и в уездных городах губернии. Это было вызвано как нуждами административного управления, так и частыми пожарами, уничтожавшими деревянные постройки. Общие принципы планировки были такие же, как в Твери: архитектурной доминантой являлся центр с гостиным двором и административными зданиями. Правда, планы застройки были проще тверского. В них значительное место отводилось прежней застройке, однако основа планировки стала прямоугольной. На важных городских перекрёстках появились площади.


Наиболее схожим с Тверью получился архитектурный облик Торжка, причем возникновение новой планировки также было связано с крупным пожаром, который произошёл 12 августа 1766 г. и уничтожил много торговых помещений и жилых домов. На новую застройку была выделена ссуда 50000 рублей сроком на четыре года. Кроме того, местные купцы не скупились, жертвуя на воссоздание городских храмов. К концу века на правом берегу Тверцы возник центр города с магистратом и гостиным двором. Величественные силуэты Спасо-Преображенского собора и построек Борисоглебского монастыря доминировали в этой части города. На противоположном берегу обращал на себя внимание нарядный Путевой дворец Екатерины И.

В Бежецке новая планировка начиналась от старой торговой площади. В Кашине и Торопце городские центры появились на месте старых городищ, а на посадах строили жилые дома. А вот в Старице, наоборот, древний центр города оказался не охвачен новой планировкой.

Самобытная школа зодчества сложилась в Торопце. В XVIII в. здесь были возведены неповторимые Богоявленская церковь и не¬которые жилые дома, например, дом купца Безносова. Древнее очарование Торопца сохранилось и после начала его застройки по официальному плану, утверждённому в 1783 г. Новые улицы были проложены по старым магистралям, а отстроенные дома, органично вписавшиеся в план застройки, по сути, оставались привычными глазу избами с затейливо украшенными изразцовыми печами.

Торопчане много строили в Осташкове (в частности, колокольня Преображенской церкви - их рук дело). Неудивительно, что некоторые постройки в этом городе тяготеют именно к образцам торопецкой школы зодчества. Коренным образом застройка Осташкова начала меняться с 1770 г., когда он и получил статус города. Генеральный план составил в Петербурге архитектор И.Е. Стасов, создавший прямоугольную композицию. Магистрали, пересекавшие этот город-полуостров вдоль, назывались улицами, а попе¬рек — переулками. Такая планировка могла показаться скучноватой, однако известное разнообразие вносили площади и дома с округлёнными углами на перекрёстках. Учли и расположение го¬рода на озере Селигер: от пристани в город вели широкие въезды.

В центре города, которым служила площадь вокруг Преображенского собора, построили гостиный двор.

Во второй половине XVIII в. обширное строительство развернулось и в дворянских усадьбах. Помещики заказывали проекты усадеб известным архитекторам. Богатство владельцев «дворянских гнёзд» и фантазия зодчих позволяли создавать настоящие дворцы, становившиеся шедеврами архитектуры. Для Полторацких, владельцев села Грузины в Новоторжском уезде, роскошную усадьбу возводил Растрелли. А усадьбу князей Куракиных в имении Степановское-Волосово спроектировал не менее, пожалуй, знаменитый зодчий — Джакомо Кваренги.

Много строил в Новоторжском уезде уроженец здешних мест Николай Александрович Львов, один из одарённейших и образованнейших людей своего времени. В своём уезде Н.А. Львов участвовал в застройке усадеб Митино, Василёво, Арпачево, Знаменское (Раёк), Прямухино; также возводил здания в Петербурге и других городах России. Львов создал проекты Невских ворот Петропавловской крепости, здания Главного почтамта в Северной столице, а также спроектировал Приоратский замок в Гатчине. Венцом архитектурного творчества Львова стал храм-мавзолей в родовом имении Черенчицах-Никольском, который называли одним из самых поэтичных творений Львова. А в Торжке по проекту Николая Александровича построили собор в древнем Борисоглебском монастыре. На закладке этого храма присутствовала сама Екатерина II.

Кроме того, Львов оставил заметный след и в других областях — музыке, истории, геологии, поэзии. Он знал европейские языки, занимался переводами, помимо стихов и поэм писал и басни. Благодаря многолетней собирательской работе Николая Львова в 1790 г. увидел свет первый сборник русских народных песен.

Новоторжский уезд — родина ещё одного прославленного зодчего — Саввы Ивановича Чевакинского. Он родился в имении Вешки, а 16-летним юношей поступил «в учение навигацких наук» в Петербургскую морскую академию. Савва Иванович так и остался в Северной Пальмире. Здесь он был главным архитектором Адмиралтейств-коллегий, строил не только в Петербурге, но и в Царском Селе, и в Москве. Никольский Морской собор в столице — творение талантливого новотора. По выходе в отставку Чевакинский вернулся на родину, в своё имение под Торжок.

Много выходцев из Тверского края были одарёнными художниками. Династиями живописцев славился Осташков — Колокольниковыми, Уткиными, Верзиными, Конягиными, Митиными-Потаповыми. В конце XVIII в. в городе проживали 42 мастера кисти. Осташей приглашали расписывать храмы и выполнять иные работы в других городах и даже при царском дворе. Одним из значительных местных художников считался Мина Лукич Колокольников, происходивший из крепостных крестьян Осташковского уезда. Он обучался тонкостям изобразительного искусства у знаменитого портретиста той поры Ивана Никитина. Среди извест¬ных картин Колокольникова — «Портрет князя Мещерского». Она хранится в Тверской областной картинной галерее. Также Колокольников выполнял росписи в Москве, Петербурге, Царском Селе. Младший из Колокольниковых, Иван Меньшой, был декоративным художником и трудился в Северной столице.

Выходцем из крепостных, принадлежавших тверскому архиерею, был Ермолай Демьянович Камеженков. С ранних лет он обнаружил талант рисовальщика и был отдан в ученики молодому иконописцу. Впоследствии Камеженков окончил Академию художеств, а затем и сам стал академиком живописи. Среди наиболее известных его полотен — «Вид города Кашина». Здесь с документальной точностью художник передаёт неповторимый ландшафт этого города Тверской земли.

С Тверским архиерейским домом связаны имена и других кре-постных художников — Крыжовых, Воздвиженских, В. Воронина,
Д. Хадруева.

На исходе столетия в крае работал такой именитый мастер живописи, как Владимир Лукич Боровиковский. По заказу Н.А. Львова он создал иконостас Борисоглебского собора в Торжке, написав 37 образов. Кисти Боровиковского принадлежит и портрет новоторжской крестьянки Христиньи, служившей в семье Львова. Владимир Лукич оказал заметное влияние на художественную жизнь края. В Торжке, например, становятся популярными иконы в «стиле Боровиковского». Среди иконописцев-новоторов той поры известны А.Г. Гребенщиков, Н.М. Гузинцев, Н.М. Гус, Е.Ф. Недоносков.

Тверь, первой из российских городов получившая регулярную планировку, вызывала повышенный интерес со стороны архитекторов и художников. Об интенсивности художественной жизни свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписи архитектурных памятников XVIII в. Изящно и красочно расписывались иконостасы тверских храмов. Часто живописные и иконописные заказы выполнялись в столичных или поволжских мастерских и привозились уже готовыми, но бывало, что артели работали и на местах. С 1762 г. в Тверской губернии распространяются старообрядческие, так называемые «подстаринные», иконы. Дело в том, что в это время государственным указом разрешалось проживание
старообрядцев в центральных областях России. Старообрядческим центром в Тверской губернии стал Ржев.

В XVIII в. получают известность династии тверских иконописцев Гурьевых-Прохоровых-Глазковских, Сухаревых, Пешехоновых. Эти мастера опирались на традиции московской Знаменской школы Сапожникова, основателем которой был тверитянин Фёдор Пешехонов. В мастерской Гурьевых помимо местных заказов выполняли заказы из городов Сибири и Урала. Широкую известность приобрела мастерская Пешехоновых.

Кстати, в середине XVIII в. была явлена Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери, названная так потому, что была передана в церковь села Шелтомежи Кашинского уезда Тверской губернии. Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии для исцеления больных и одержимых злыми духами.

В 1887 г. в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель (ныне в Ярославской области).

Из книги "История Тверской земли" (Святослав Михня)

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций