Крестьянство было самой многочислен¬ной социальной прослойкой, а земледелие — основным занятием жителей Тверской губернии. Правда, труд на земле был довольно рутинным. Пахали сохой на одной лошади, рыхлили землю деревянной бороной. Наибольший урожай на местных почвах давала рожь, хотя в больших количествах сеяли и овёс, ячмень, пшеницу, гречиху, горох, возделывали также лён и коноплю. Вполне успешно развивалось огородничество. В Вышневолоцком, Краснохолмском, Весьегонском уездах уже в 1780-е гг. выращивали картофель, который тогда называли «земляными яблоками». В Ржевском уезде стараниями местных крестьян хорошо приживались плодовые деревья.
Посевные площади по-прежнему увеличивались посредством вырубки леса под пашню. На исходе столетия лесные массивы из¬рядно поредели, особенно в Кашинском и Бежецком уездах. На новых участках работали в среднем от двух до четырёх лет, а в более плодородных местностях — в Кашинском, Бежецком, Калязинском, Весьегонском, Краснохолмском, Новоторжском уездах — более пяти лет. При этом зерна, выращиваемого в тверских пределах, хватало не только на пропитание, но и на продажу. Значительное количество хлеба ежегодно поставлялось в Петербург.
Крестьянская семья могла позволить себе содержать двух лошадей, двух коров и прочий домашний скот. Во второй половине столетия коренным образом изменилась промысловая деятельность крестьян. Это было связано с работой Вышневолоцкой водной системы. Появились новые специальности, в частности, коноводство и лоцманство. Чтобы посвящать себя таким занятиям, нужно было располагать некоторой свободой. Этими промыслами занимались те из помещичьих крестьян, которых называли «семьянистыми», то есть зажиточными. Тяжёлое ремесло лоцмана требовало постоянной занятости, что при крепостном праве, конечно, не всегда было возможно. К тому же лоцман должен был обладать известной самостоятельностью: ведь он вы¬ступал как работодатель и нанимал коноводов и рабочих. На долю крепостных выпадала чёрная работа — они разгружали суда, трепали пеньку и др.
Промыслом, связанным с судоходством, более всего занимались крестьяне Вышневолоцкого уезда, обеспечивая прохождение судов по порожистой Мете. Коноводство и извоз широко распространились в Тверском и Новоторжском уездах.
В Тверской губернии занимались и строительством барок. В судостроении были задействованы жители Корчевского, Старицкого, Зубцовского, Новоторжского, Тверского, а особенно Вышневолоцкого и Осташковского уездов. Например, на Цне строилось 60 барок, 30 полубарок и 200 лодок в год. Только в одной Осугской волости Новоторжского уезда делали до 80 барок ежегодно. При этом на изготовление одной требовалось примерно 90 рабочих дней.
Развивавшееся в крае судоходство не могло обойтись без коноводов. На работу они выходили весной, с началом навигации. Летом, когда реки мелели, коноводы возвращались к сельскохозяйственным занятиям. Осенью, в сезон, они вновь успевали сходить «в рейс», зимой же «переключались» на извоз, который в удалённых от водных путей районах становился самостоятельным промыслом.
А в некоторых уездах крестьяне занимались преимущественно тяжелой, черной работой. В Ржеве тысячи крестьян всю зиму трепали и грузили пеньку, за что получали сущие копейки. А жители Зубцовского района сопровождали суда на участке от Гжатска до Твери. Крестьяне Весьегонского уезда отправлялись в Вышний Волочёк и Боровичи, чтобы уже отсюда сопровождать суда до Петербурга или плоты по Мологе до Ярославля и Рыбинска.
Из книги "История Тверской земли" (Святослав Михня)