Велось в Твери строительство и других храмов. Осенью 1656 г. и Твери жил патриарх Никон, который велел построить в устье Тьмаки деревянную одноглавую церковь «Афанасия и Кирилла Зверины». Также по указанию Никона вокруг Фёдоровского монастыря, приписанного патриархом в 1655 г. к Валдайскому Иверскому монастырю, была возведена деревянная ограда.
Кроме того, глава Русской Церкви пожертвовал тверской обители две иконы Фёдора Стратилата, выполненные местными мастерами, а также Толковое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. Побывал патриарх и в тверской тюрьме, пожаловав каждому из восьми узников по три копейки...
В год начала строительства нового Спасо-Преображенского собора (1689 г.) в Твери возвели каменную пятиглавую с шатровой колокольней Ильинскую церковь. До этого здесь стояла деревянная и к тому времени уже довольно ветхая церковь во имя св. Константина и Елены с приделом св. Илии.
В 1670-х гг. в городе были построены Архиерейский двор — комплекс каменных зданий рядом со Спасом, а также Владимирская башня с воротами Тверского кремля. Башня вместе шатровым покрытием равнялась по высоте современному восьмиэтажному дому, имела четыре яруса «огневого боя». При въезде над воротами было «стенное письмо», то есть фрески. Фрески украшали ворота в кремль, располагались над его воротами и по бокам.
Новые постройки появились в Жёлтиковом Успенском монастыре, что на реке Тьмаке. Велось строительство и на одном из живописных островов озера Селигера — Столобном, где в конце предыдущего столетия был основан монастырь. Обитель стала называться Нилова пустынь — по имени поселившегося прежде на острове монаха, прославившегося строгой молитвой, духовными подвигами и чудесами. Сегодня это известный далеко за пределами края монастырь, одна из святынь России.
Ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областей нашего государства.
Название острова уходит корнями в глубокую древность, когда здесь, по легенде, было языческое капище и стоял каменный столб — идол. Если верить преданиям, на месте монастыря раньше находился городок Столбов, разорённый воинством Батыя.
Возрождение острова связывают с преподобным Нилом, поселившимся здесь. Как следует из «Жития Нила Столобенского», пустыннику был сон — жить на острове посреди Селигера. Жил он здесь в пещере, питался «дубовым вершием» и всячески усмирял свою плоть. Нил не ложился ни днём ни ночью, исполняя таким образом обет столпничества, и все время как бы висел, опираясь на деревянные крюки.
Рассказывали, что после кончины Нила на его могиле происходили чудеса исцеления. А вскоре на острове был основан монастырь, на первых порах состоявший из деревянной церкви и нескольких келий. В XVII в. Нилова пустынь уже не была скромной и бедной. Управлявший обителью игумен Нектарий стал близок к светской власти и даже вхож к царю Михаилу Фёдоровичу. По легенде, Нектарий предсказал самодержцу рождение сына.
Сын — Алексей Михайлович — подрос и, став царём, тоже благоволил предприимчивому игумену. Монастырь разрастался, стал получать государственное содержание и привилегии, например, право отлова рыбы в озере Ильмень. Огромные средства жертвовали монастырю знатные бояре — Романовы, Милославские, Трубецкие. Впоследствии эту традицию продолжили представители знаменитых в России фамилий — Шереметев, Орловы, Меншиков, Потемкины... В монастыре зародился обычай бесплатно кормить богомольцев. Рассказывают, что в свои лучшие времена обитель кормила до 100 тысяч паломников в год.
Первые постройки, появившиеся на острове, были деревянными. Из дерева была сработана и ограда с большими и малыми Святыми воротами, над которыми возвышалась надвратная колокольня с одной главкой. А над всеми постройками доминировала трёхъярусная, также увенчанная главкой Богоявленская церковь.
В середине XVII в. деревянное строительство на острове продолжалось. В это время, судя по иконографии, в Ниловой пустыни существовали две пятиглавые ярусные церкви. Предполагалось и каменное строительство — причиной тому послужил пожар 27 августа 1665 г., уничтоживший все деревянные постройки. Через шесть лет был заложен каменный собор.
В северной части монастыря сооружаются несколько построек разного назначения: кухня, квасовня, кельи, ограда и больничная церковь прп. Нила, спустя годы переименованная в церковь Всех Святых. Однако в изначальном виде не сохранилось ни одно из первых каменных строений.
Города, где располагались художественные мастерские или развивались промыслы, приобретали общерусское значение. Старица становится центром художественной вышивки, Торжок — золотно-го шитья, в Калязине совершенствуются навыки кружевоплетения и изразцового дела. В Осташкове складываются художественные династии — здесь работало много живописцев, резчиков, мастеров по металлу. Из иконописцев были известны Василий Мокеев, Ани-сим Несмеянов, Василий Самсонов, братья Митины — Сергей,
Самсон и Потап. Наиболее прославился Потап, и не случайно, что следующие поколения династии носили двойную фамилию — Ми-тииы-Потаповы. Уже во второй половине столетия работали Егор, Макарий, Илия, Гаврила, Фома и Василий Митины-Потаповы. Один из них, Макарий, вызывался для написания «персон» (портретов) в «Титулярник» царя Алексея Михайловича (1672 г.).
Самобытная культура складывалась и в землях, заселённых карелами. По-своему замечательная икона «Огненное восхождение пророка Ильи» карельского письма хранится в собрании Тверской картинной галереи.
Известны иконы тверской школы, написанные в XVII в. и ранее. Среди них — такие выразительные образцы местной иконописи, как «Никола с Христом и Богоматерью» из Никольской церкви Твери, «Рождество Богоматери» из церкви села Дрюцково Бежецкого района, «Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские» из Тверского Спасо-Преображен-ского собора.
***
Источник - книга "История Тверской земли с древнейших времен до наших дней". Автор - Святослав Михня.