В XVII в. мир узнал нескольких учёных — тверских уроженцев. Один из них, крестьянин Калязинского Троицкого Макарьева монастыря Павел Роговский, долгие годы учился в Европе и получил не только обширные знания, но и звание доктора богословия и философии.
Это случилось в Риме в 1692 г. Вернувшись в Россию, Роговский в 1700 г. стал ректором Славяно-греко-латинской академии в Москве. К этому времени свой путь в науке начал знаменитый впоследствии математик, осташ Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики». В предисловии к этой книге говорилось: «Будет сей труд пользовать весь люд». «Арифметикой» Магницкого пользовались российские мореходы, а сам он 40 лет преподавал в первом специальном учебном заведении России — «Математико-навигацкой школе».
Он был приглашён сюда имеете с английскими и голландскими профессорами, но именно Магницкому Петр I поручил написать первый учебник. Книга была написана за два года и вышла в свет в 1703 г. тиражом 2400 экземпляров. По ней стали преподавать не только в нави-гацкой школе, но и в Морской академии. По книге Магницкого учился сам Ломоносов, который пронёс «Арифметику» в котомке из своих поморских земель до самой Москвы, а потом хранил ее всю жизнь...
А вот специальных книг, посвященных ремёслам, в ту пору не было. Мастера работали «методом проб и ошибок», а накопленный опыт передавался из поколения в поколение.
В Тверском крае повсеместно производили стекло, в Твери занимались мыловарением. Причем мыло выпускалось разное — «доброе», «портное», «красное» и др. Научные изобретения того иремени были призваны помочь человеку в его каждодневном труде, облегчить хозяйственные и бытовые хлопоты, сохранить здоровье. К слову, медицина развивалась по-своему. В Твери, Торопце, Кашине, Бежецке выпускались лечебные спиртовые настойки на травах и ягодах (аналогичные «лекарства» выпускаются в этих городах и поныне).
Нарасхват у жителей были различные «Травники» и «Лечебники», где печатались рецепты изготовления лекарств и мазей. По городам ходило немало врачевателей-«лечцов», «рудомётов» — специалистов по кровопусканию. Из-нсстно, что в 1654 г. некто Фёдор Григорьев ходил «во время чумы в село Постниково для рудомётного промыслу через застану». Распространителями чумы оказались московские стрельцы, бежавшие в тверские земли. Правда, гуманных устремлений и мужества Фёдора власти не оценили. Кашинскому воеводе Не-пейцину было велено публично наказать нарушителя карантина — «...бить батоги нещадно».
В XVII в. возникли новые веяния в деревянном зодчестве. Вместо характерных для предыдущего столетия шатровых стали строить ярусные церкви. Над основанием здания (четвериком) возводились несколько поставленных друг на друга четвериков или восьмигранников, которые и образовывали ярусы.
Наиболее ярким образцом такой архитектуры служит церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте в Пеновском районе, возведенная в 1694 г. В высоту храм достигает 40 метров. Иоанно-Пред-теченскую церковь называют «тверскими Кижами». По преданию, купцы шли с иконами Иоанна Предтечи и решили сделать остановку в районе Ширкова погоста. А когда снова собрались в путь, не смогли поднять икон. В этом люди увидели особый знак и решили возвести на этом месте храм...
Ещё одним ярким примером ярусной архитектуры является деревянная Вознесенская церковь в Торжке (1653 г.).
Вообще в XVII в. в Тверском крае велось обширное храмовое строительство — в Твери, Торопце, Торжке, Кашине, Калязине, в загородных монастырях и богатых вотчинах. В 1630-е гг. стараниями епископа Евфимия был восстановлен Тверской Спасо-Преображенский собор. Теперь Спас венчали пять куполов, а не один, как раньше, до пожара 1616 г. Однако в своем новом виде главный храм Твери просуществовал недолго и был опять подвергнут коренной перестройке.
Пожар ли 1661 г. был тому причиной или что-то ещё, но в 1689 г. Спас стали строить в третий раз по распоряжению епископа Сергия, который за образец строительства взял Успенский собор Московского Кремля. Возведение Спасо-Преображенского собора завершилось весной 1696 г. По своему великолепию он, белокаменный и пятиглавый, по меньшей мере не уступал прежнему. Высота собора до свода была 10 саженей — такую же высоту имел иконостас главного храма Тверской епархии, состоявший из пяти ярусов больших по размеру икон.
Главной же святыней собора были мощи святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. 30 сентября 1665 г. состоялся крестный ход вокруг города с иконами и мощами князя. Перед этим епископ Лаврентий переложил останки в деревянную раку, накрыв мощи роскошным покровом с вышитым золотом изображением святого угодника Божия Михаила. Покров был выполнен в столице при дворе Боборыкина (Боборыкины — одна из ветвей рода Кошкиных, к которому принадлежали и Романовы). Крестный ход решили провести в надежде избавить город от свирепствовавшей в Твери моровой язвы. Тогда в живых осталось так мало людей, что некому было погребать умерших...
***
Источник - книга "История Тверской земли с древнейших времен до наших дней". Автор - Святослав Михня.