В начале XVII века в Тверском крае продолжались народные выступления, которыми ознаменовались последние годы предыдущего столетия. Положение крестьян усугублял и го¬лод, обрушившийся на страну в 1601-1603 гг.
Исследователи обнаружили несколько документов о событиях тех лет, разворачивавшихся в крае. В 1601 г. правительство Бориса Годунова направило указную грамоту кашинскому губному старосте П. Кувшинову. Ему предписывалось усмирить взбунтовавшихся крестьян села Славково, принадлежавшего татарскому царевичу Араслану Кайбулину. Сообщалось, что крестьяне его «не слушают и запасов к нему к Москве не возят, и подвод не дают, оброку не платят, и пашни пашут мало по своей воле, а на него де бьют челом нам те его крестьяне в насильстве ложно...» Стало быть, неисполнение повинностей крестьяне объясняли «насильством» со стороны помещика, проживавшего в Москве, и жаловались на его самоуправство.
Во второй части документа содержится распоряжение старосте, чтобы он велел своим крестьянам «во всем слушати» своего помещика. В противном случае власти грозились «им (крестьянам) быть от нас в великой опале и в продаже и в казни». Однако казнь сочли чересчур суровой мерой наказания и вычеркнули из документа это слово. И даже прибавили, «чтоб от царевичевых и от сторонних людей крестьянам обид и насильства и продаж не было».
К следующему, 1602 г., относятся два документа из уже известного нам Кушалина, принадлежавшего Симеону Бекбулатовичу. Правда, в ту пору Кушалино уже вошло в состав дворцовых владений, а бывшему хозяину отпускались некоторые средства от доходов его бывшей вотчины.
Как свидетельствовал дворцовый приказчик Ф.Шишмарёв, в Кушалине происходили волнения местных «мужиков». С наиболее зажиточными крестьянами удалось расправиться. Сообщается о поступлении денег от продажи «рухляди» и хлеба опальных крестьян, а сами бунтовщики были «сосланы в Сибирь на житие». Этот документ в значительной степени представляет собой хозяйственный отчёт. В частности, Шишмарёв распространяется об источниках дохода новоиспечённой «царёвой» вотчины. Среди них - денежный оброк с крестьян, свадебные, торговые и судебные пошлины, деньги за пользование лесом, сеном, соломой, пустошами... Кроме того, есть сведения о начавшемся голоде, а венчает отчёт приказчика сообщение о никудышном урожае: «И рожь, государь, перед прежними годы худа и не умолотна».
Судя по следующему посланию, голод приобрёл уже катастрофические масштабы. Дошло до того, что в Кушалино приходили многие разорившиеся и обездоленные крестьяне и просили взаймы хлеба «на еству и на семена» или попросту соглашались идти в кабалу - лишь бы не умереть с голоду. Впрочем, умирали очень многие, причём прямо на улице. Среди погибших от голода были женщины и дети. Положение сложилось отчаянное. Приказчик, не дожидаясь царских распоряжений, решил накормить страждущих, как говорится, чем Бог послал, а именно - «поставил избу и велел им ис... государевых житниц жита зяблова с овсом смешать, на дворе басманы печи». В Москве инициативу кушалинского приказчика одобрили, велели «бедных огревать и хлеба взаймы дать кому можно верити...»
Между тем обстановка в центральных районах страны всё более накалялась. Массовое недовольство 1603 г. вылилось в восстание Хлопка, которое хорошо известно историкам. Эта акция народного протеста отличалась большим размахом. Боярская дума отрядила против восставших воеводу Ивана Басманова «с многою ратью». Сохранились сведения, что воеводы посылались в западные районы Верхневолжья, в частности, в Ржев.
Однако эти события стали лишь прелюдией к самой настоящей крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова. Кстати, Иван Исаевич довольно тесно связан с Тверским краем. Известно, что Болотников был «ближним человеком» князя А.А.Телятевского, потомка удельных тверских князей. По одному из существующих предположений, Болотников был родом из Зубцовского уезда.
Среди 70 городов центра страны, охваченных восстанием, были Зубцов, Ржев, Старица и Погорелое Городище. Крестьянская война затронула и Тверь. В источниках описывается эпизод из столкновения тверитян под руководством местного епископа Феоктиста с боярами. Впервые сообщение об этом появилось в 1865 г. в «Тверских губернских ведомостях». В качестве источника названа грамота митрополита Филарета от 30 ноября 1606 г. В действительности этим числом датированы две грамоты Филарета, которые были посланы протопопу Устюжского Успенского собора. В обоих документах излагаются так называемые «богомольные грамоты» патриарха Гермогена и предписывается провести моления во всех церквях. В одной из них довольно подробно из¬лагается ход крестьянской войны.
Кроме того, речь идёт о содер¬жании известных «прелестных листов» И. Болотникова, о собы¬тиях в Твери. Феоктист выступил организатором сил, боровших¬ся против отрядов, поддерживавших Болотникова. В грамоте Гермогена указывалось: «...приходили те богоотступники, и разбойники, и злые душегубцы и осквернители, к государевой вотчине ко граду Твери, и во Тверском уезде служивых и всяких людей привели ко кресту сильно».
Несомненно, что в Тверском крае повстанцы действовали активно, привлекая на свою сторо¬ну «всяких людей». И тогда Феоктист, призвав весь Священный собор, поймал еретиков и выслал в Москву — словом, учинил рас¬праву (видимо, с помощью своих военных слуг). События в Тве¬ри повлияли и на обстановку в других уездах, охваченных вос¬станием. В грамоте перечислены те города, где «тамошние люди целовали крест неведомо кому». Поражение повстанцев под Тве¬рью привело к тому, что население многих городов отступило от Болотникова, и местные служилые люди двинулись к Москве на помощь царю.
Источник - книга "История Тверской Земли".