Этот вопрос является одним из наиболее спорных в отечественной нумизматической литературе. Тема затрагивает следующие проблемы: собственно начало чеканки в Тверском княжестве, сюжетика монет этого периода и внешние влияния на её формирование.
Начало чеканки монет в Тверском княжестве важно обозначить чётко ибо она является показателем экономического, политического и культурного развития княжества. В работах отечественных нумизматов выработался двоякий подход к этой проблеме. Существует спор между двумя группами нумизматов, одна: Спасский и Сотникова, другая: Чертков и Рубцов. Исследователи Спасский и Сотникова, считают что "чеканка Тверских монет начата после 1400 года Великим князем Иваном Михайловичем", их главный аргумент это подтверждение нумизматическими находками.
Мнение Рубцова состоит в том, что Тверской чекан начался уже при князе Михаиле Александровиче, его аргументы таковы, это большое количество не опознанных монет , которые можно отнести ко временам этого князя и указание на публикацию в «Санкт-Петербургском журнале» за 1780год, где по его мнению использованы материалы утерянных рукописей и коллекций. Надо сказать сразу, что первая точка зрения принадлежит современным нумизматам, а вторая дореволюционным.
Спор выходит за рамки чисто нумизматического и принимает характер исторических дебатов по политической проблеме, а именно роли Тверского и Московского княжеств, их соперничестве в деле объеденения земель русских. С моей точки зрения, мы должны учитывать и экономико -политические аспекты начала чеканки в Твери, это прогресс в торговле и ремесле княжества в конце XIV века, борьба Москвы и Твери за Великое Владимирское княжение. Поэтому нельзя однозначно отрицать более ранние хронологические вешки начала чеканки. Вопрос тем не менее остаётся открытым.
Другая проблема этой темы, сюжетика Тверских монет. Надо сразу сказать, что она небогата. Это наводит на мысль о том, что развитие чеканного дела в Твери было новаторством.
Наиболее яркий сюжет с точки зрения символизации власти это изображение "Головы князя в короне". Безусловно этот сюжет играет политическую роль и показывает легитимность и суверенность власти Тверского князя. Как считает Лавренов В. И ,это изображение"следует рассматривать как представление о власти князя в реальном образе правителя".
Тверской исследователь Бабич А.В. утверждает, что данный сюжет обладает"ярко выраженной властной символикой " и отмечает "особую идеологическую важность изображения". По мнению же Рубцова А.В "это прямое изображение немецких монет Генриха II (1002-1024) или герцогов Саксонских". Поэтому можно предположить, что этот сюжет был заимствован из западной системы нумизматических изображений. Тем более что известно о тесных связях Тверского княжеского Дома с Литвой.
Сюжет монет говорит о схожих мыслях Тверского князя с западными представлениями по проблеме политической власти и государственного устройства. Интересен и сюжет "символического"характера, который можно идентифицировать как "Сцена охоты на медведя". Сюжет сей по мнению Рубцова "чисто русский сюжет". И его можно трактовать как предлагает Лавренов В.И. "как отражение борьбы князя с политическими соперниками ".
Однако, тяжело определить служебную функцию этого сюжета Скорее всего она связана с культурным обоснованием политической власти. В итоге можно сказать. В итоге можно сказать , что сюжетика Тверских монет не была случайна, безусловно чеканка находилась под контролем князя и выполняла его политический заказ.
Необходимо затронуть проблему внешних влияний на изображения на монетах Твери. Сразу же нельзя исключать и западные веяния, т.к. нам известно о тесных отношениях княжества с Литвой и политической ориентации Твери на запад. Кроме того сюжеты некоторых монет прямо показывают свою заимствованность с Запада. По поводу отношений с Востоком, трудно сказать что то определённое. С одной стороны известно о специфическое отношение Твери к Орде, через которую проходили основные контакты с Востоком . С другой стороны наличие Золотоордынских купцов в Твери и чеканка такого сюжета как "Крылатый кентавр", может убедит нас в наличие определённого вида связей с Востоком! Однако, принадлежность этого типа к сюжетам подвергшимся восточному влиянию весьма сомнительно. Так например Лавренов В.И считает что"совмещение на одной монете вооружённого всадника и кентавра указывает на определённую связь с литовской геральдикой".
И не надо забывать о том , что на Тверских монетах никогда не было татарских надписей и знака подчинения Орде - тамги, в отличие от Московских нумизматических традиций. Говоря о местных сюжетах, мы должны знать, что они могли появиться в чеканке либо с печатей, либо с памятников декоративно-прикладного искусства. В сюжетах Тверских печатей, центральное место занимали изображения согласно Византийской сфрагистической традиции. Т.е. на лицевой стороне печати изображался святой, покровитель правящего князя, а на оборотной святой покровитель отца правящего князя. Классическим примером здесь является "печать Михаила Ярославовича Тверского с изображением архангела Михаила с крестом и державным яблоком в руках".
С конца XIV века меняется сфрагистческая традиция, на печати Тверского князя Михаила Александровича изображён "лютый зверь", что указывает на княжеские притязания на Великое Владимирское княжение. Т.о. мы можем говорить что и печати стали использовать как средство символизации политической власти.
На монетах Ивана Михайловича нет изображений святых, нет изображений "лютого зверя", однако приемственность в сюжетах монет и печатей появиться позднее в правление Бориса Александровича. В итоге мы можем говорить о двух типах сюжетов, первые это пришедшие на монеты с печатей, вторые из памятников декоративно-прикладного искусства.
Начало Тверской чеканки свидетельствует о быстром подъёме экономических , политических и культурных сил княжества. Сюжеты Тверских монет являются одним из главных источников по символике края. Изображения на монетах и печатях не были случайны и выполняли заказ политической доктрины Тверского княжеского Дома. Немногочисленость сюжетов князя начавшего Тверской чекан, свидетельствует о том, что этот вид занятия был до этого неизвестен в княжестве. Историографический спор между нумизматами, выходит за рамки чисто нумизматического. Монеты Тверского княжества являются уникальными памятниками Средневековой Руси.