Козлов Михаил Степанович родился в 1895 году в Твери. Всю свою жизнь в разговорах с товарищами и учениками неизменно называл себя ровесником русского футбола. Да, его детство совпало с детством этой игры, быстро завоевавшей у нас в стране любовь самых широких масс.
В 1910 году пятнадцатилетний гимназист Миша Козлов был введен в состав сборной команды Твери, принимавшей гостей из Торжка. Состязание пришли посмотреть более тысячи земляков - цифра по тем временам для уездного города колоссальная. Матч закончился со счетом 1:0 в пользу хозяев, и автором этого единственного, победного, гола оказался именно он, самый юный футболист.
Когда окончился матч, восторженные горожане подхватили Мишу Козлова и на руках понесли к тому месту за трибунами, где расположились футболисты (о раздевалках тогда здесь и не мечтали). Повсюду только и говорили что о талантливом юноше, показавшем не по годам зрелую, мужественную игру.
По материалам книги Л.П.Прибыловского "Тренеры большого футбола" (издательство "Физкультура и спорт", 1980 г.):
В 1914 году он уже капитан и основной игрок сборных футбольной и хоккейной команд Твери. Местная газета пишет о его необычайной спортивной одаренности и большом энтузиазме. В самом деле, в свои 19 лет Михаил Козлов стал одним из руководителей местных хоккейной и футбольной ассоциаций. Его усилия были направлены к тому, чтобы росло в родном городе число клубов и команд, расширялись границы соревнований. И ему в немалой степени удалось решить эту трудную задачу.
В 1916, военном, году в первенстве Твери по русскому хоккею участвовало в общей сложности (в первой и второй лигах) 32 команды! И, как сказано в номере местной газеты от 23 марта 1916 года, "...опять самое хорошее впечатление оставил Михаил Козлов, бесспорно самый лучший игрок нашего города. Пользуясь случаем, сообщаем, что по окончании сезона г-н Козлов призван на военную службу и будет, вероятно, вскоре отправлен в Действующую армию..."
В марте 1918 года Михаил Козлов, произведенный в командиры только что рожденной Красной Армии, попал в Петроград. В голодном, настороженном, находящемся на переднем крае явной и тайной войны с врагами революции городе он искал человека, о котором так много слышал еще в Твери, о свидании с которым раньше даже не мог бы себе позволить мечтать.
Георгий Александрович Дюперрон - теперь, пожалуй, самое время представить его читателю - один из первых, самых преданных и талантливых организаторов русского футбола. Еще в начале века его энергией, его настойчивостью и волей были созданы первые команды и первые футбольные клубы в Петербурге. Это он вошел в историю отечественного спорта как первый футбольный судья России. Энциклопедически образованный, глубоко осознавший еще во тьме самодержавия огромное оздоровительное, воспитательное значение спорта, он выступил как его страстный и умелый популяризатор. Лично впервые перевел с английского на русский правила игры в футбол. Еще в 1903 году начал преподавательскую деятельность в области физического воспитания на курсах, организованных П.Ф. Лесгафтом. Был инициатором создания Футбольного союза России и проведения первых матчей между двумя столицами.
Вот к такому человеку приехал красный командир Михаил Козлов. Они быстро нашли общий язык. Слушая рассказы фронтовика о том, что в совсем молодой Красной Армии уделяется большое внимание физической подготовке, ведется тщательная перепись людей, способных выступить в качестве инструкторов спорта, Дюперрон буквально расцветал, его лицо, еще недавно казавшееся безучастным, даже надменным, теперь было залито румянцем, в глазах светилось счастье.
Расстались они друзьями. На прощание Дюперрон подарил Михаилу несколько книжечек с правилами, несколько интересных фотографий, а главное - машинописный экземпляр своей будущей книги о тактике и технике современного футбола.
- Хочу надеяться, - сказал он, - что вы найдете этой работе практическое применение.
Пожелание одного из основоположников русского футбола сбылось. Когда через несколько месяцев в Москве по инициативе начальника Всевобуча Николая Ильича Подвойского была организована Главная военная школа физического образования трудящихся, Михаил Степанович стал одним из ее преподавателей, знакомивших слушателей с теорией и практикой спортивных игр. Созданные Козловым при школе хоккейная и футбольные команды успешно выступали в товарищеских состязаниях и показательных выступлениях.
Футбол в стране Октября набирал в ту пору силы, становился игрой любимой, массовой, широко распространенной в городе и деревне. Росло мастерство лучших команд.
22 сентября 1923 года в Москве состоялась первая в истории международная встреча советских футболистов. В тот день команда "ЗКС" ("Замоскворецкий клуб спорта") встретилась со сборной Рабочего спортивного союза Финляндии - ТУЛ. Игра закончилась уверенной победой хозяев со счетом 7:1.
На следующий день в небольшой газетной заметке Михаил Козлов писал: "Начало положено. Пусть соперник был не так уж силен, пусть он не пользуется широкой славой, но все же одержанная победа не может не радовать. Она убеждает нас в наших значительных собственных возможностях, которые должны быть и, уверен, будут раскрыты".
Годом позже только что созданная сборная РСФСР совершила большое турне по Скандинавским странам и Германии. Ее соперниками на этот раз были не только команды рабочих союзов, но и профессиональные. Результат поездки оказался блестящим: в активе сборной РСФСР были победы над национальными сборными Швеции (2:1), Германии (4:1), Норвегии (3:2) и много других не менее почетных побед.
По возвращении на Родину команду приняли в Центральном Комитете РКСМ. На встречу были приглашены многие видные активисты физкультурного движения. Среди них был и Козлов.
- Хорошо помню, - рассказал мне недавно комсорг той подлинно "чудо-команды" Петр Тимофеевич Артемьев, - замечательное выступление Михаила Степановича на этом представительном форуме. Он говорил, что братские республики решением съезда Советов соединены в единое социалистическое государство и пора создать сборную команду Союза Советских Социалистических Республик.
- Предложение очень правильное. Думаю, что оно будет принято и реализовано в самое ближайшее время,- сказал присутствовавший на встрече председатель ВСФК Н.А. Семашко.
А в середине октября следующего, 1924 года именно он пригласил к себе Козлова и спросил, загадочно улыбаясь:
- Вы помните о своем предложении, сделанном в комсомольском штабе страны?
- Разумеется.
- Так вот. К нам едет национальная команда Турции. Для встречи с ней создается сборная СССР. А вы назначаетесь ее тренером. Как относитесь к этому решению?
- Дело необычное. Но сейчас многое приходится открывать заново. Так что отказываться не собираюсь.
- Вот и прекрасно! Значит, договорились. Приступайте к делу. Времени у нас почти не осталось.
Первый тренер первой в истории сборной СССР! А если говорить точнее - вообще первый советский футбольный тренер: до него не было такого звания и такой "должности" в наших командах. До всего нужно было доходить самому.Игроки только что созданной воображением тренера сборной команды собрались вместе 6 ноября, за какие-нибудь десять дней до предстоящего выступления. Первой "тренировкой" был коллективный просмотр матча между второй сборной Москвы и сборной Турции. Гости выиграли со счетом 3:1. Они были быстры, хорошо выбирали место, интересно комбинировали. Их победа вызвала в столице своеобразную "футбольную лихорадку": все любители игры, - а их и тогда уже было в столице немало - хотели, во что бы то ни стало попасть на выступление сборной СССР. И даже то обстоятельство, что 9 ноября первая команда столицы взяла у турок реванш со счетом 2:0, не охладило страсти. Все с нетерпением ждали главного матча.
Все познается в сравнении. Когда в наши дни на очередном футбольном матче в Лужниках присутствует 15000 болельщиков, мы говорим, что соревнование почти не привлекло зрителей. Тогда же цифра 15000 (столько москвичей и гостей столицы собралось на лучшем в ту пору столичном стадионе, что помещался в конце Большой Калужской, на месте нынешнего Нескучного сада) выглядела фантастической. Городской транспорт не мог справиться с перевозкой такого количества людей, хотя многие отправлялись на стадион за два-три часа.
О том, как сложился матч, рассказывать подробно нет смысла. Сборная СССР выиграла со счетом 3:0. И известный английский педагог, приглашенный на должность старшего тренера национальной сборной Турции, первым подошел к Козлову и протянул руку:
- От души поздравляю вас, коллега. Ваши парни сыграли превосходно.
В 1925 году, едва закончив учебу, Михаил Степанович получает приглашение возглавить кафедру футбола и хоккея ГЦОЛИФКа. В головном институте страны он ведет большую преподавательскую работу, разрабатывает методы организации учебно-тренировочного процесса в ведущих командах страны, читает лекции по теории и практике ведения игры. И по-прежнему приглашается возглавить то сборную СССР, то сборную Москвы в период ответственных состязаний.
Тут следует кое-что разъяснить. В ту пору, вплоть до 1936 года, должности тренера как таковой не существовало ни в одной нашей команде даже самого высокого ранга. Сборные Советского Союза и Москвы, как и других городов, не представляли собой стабильные творческие единицы, а собирались лишь непосредственно перед каким-либо конкретным состязанием на несколько дней и после окончания их тут же рассыпались. Совершенно естественно, что в таких условиях ни о каких планомерных занятиях не могло быть и речи. Роль тренера, которую периодически приходилось исполнять Козлову, практически сводилась к подбору состава и руководству им непосредственно на "поле брани".
В мае 1925 года во главе сборной СССР Михаил Степанович выезжает в Турцию. О его вкладе в успех команды (она выиграла три встречи и одну свела вничью с общим соотношением забитых и пропущенных мячей 13:4) мне рассказал недавно один из участников команды (левый крайний) - комсорг сборной-25 Петр Тимофеевич Артемьев.
- Козлов был настоящим футбольным мудрецом, - говорил ветеран. - В сборной страны тогда выступали очень опытные игроки, мастера в полном смысле слова (хотя звания мастеров спорта они были удостоены много позже, тогда оно у нас попросту не присуждалось), и тренер вполне доверял их искусству. Наставления на игру всегда давал короткие, но очень полезные.
Помню, первый матч мы играли в Анкаре против сборной города (а фактически сборной страны). До перерыва забили два мяча, но дело шло очень трудно, соперник резко контратаковал, только прекрасная игра привлеченного в сборную по инициативе Козлова харьковчанина Романа Норова не дала хозяевам возможности сравнять или хотя бы размочить счет. Затем провели еще четыре мяча, а турки всего один. Итог 6:1 в нашу пользу.
Через день на этом же стадионе в матч-реванше против нас, - продолжал свой рассказ Петр Тимофеевич, - выступила национальная сборная страны. Соперники учли уроки предыдущего состязания и наглухо закрыли центрального форварда сборной СССР Петра Исакова, фактически парализовали нашу переднюю линию, нарушили в ней тактические связи. И в то же время хозяева, поддерживаемые болельщиками, яростно атаковали и к перерыву добились успеха - 1:0. Игра у нас явно не клеилась.
И тогда Михаил Степанович пошел на смелый эксперимент: он выдвинул в центр нашей атаки Федора Селина, лучшего нашего центрального полузащитника, а Петра Исакова поставил вместо него. Тренер подробно объяснил команде свой замысел: во-первых, предпринятый маневр на какое-то время смутит, приведет в растерянность оборону турецкой команды; во-вторых, манера игры Селина впереди не известна сопернику, а следовательно, "держать" его будет во много раз труднее.Замысел тренера полностью оправдался: сборная СССР переломила ход поединка и выиграла - 2:1. Оба решающих мяча в ворота соперников провел Федор Селин.
Победа над Турцией имела большой международный резонанс, и многие западные издания цитировали высказывание председателя Турецкого футбольного союза Зка-бея о том, что в лице сборной СССР гости встретили команду очень высокого класса, которая может на равных спорить с любой из европейских сборных, а мастерство ее ведущих игроков (Николай Соколов, Федор Селин и особенно Михаил Бутусов) стоит на самом высоком уровне, с какой бы строгой оценкой ни подходить к нему.
Мало кто знает, но свой первый чемпионский титул московский "Спартак" завоевал осенью 1936 года под руководством нашего знаменитого земляка Михаила Степановича Козлова.
Особенно ценно для нас свидетельство знаменитого спартаковского футболиста Андрея Петровича Старостина, который сказал: "...Огромную роль в воспитании футболистов начала тридцатых годов, в становлении их характеров сыграли тренеры Михаил Степанович Козлов и Михаил Давыдович Товаровский, основоположники советского футбола. Позднее свою лепту в развитие тактики игры внесет Борис Андреевич Аркадьев. В квартет наиболее заметных педагогов в области футбола довоенных лет входил и Михаил Давыдович Ромм".
Продолжал М.С.Козлов тренировать и сборную СССР. Под его руководством еще не раз побеждала турецкую национальную сборную главная команда нашей страны.За огромные заслуги перед физкультурным движением страны Михаилу Степановичу 14 июля 1944 года было присвоено звание заслуженного мастера спорта.Одиннадцать лет спустя его благородный труд был отмечен еще одной высокой наградой Родины - орденом Трудового Красного Знамени.
Через год после окончания второй мировой войны Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта направил в исполнительный комитет Международной федерации футбола (ФИФА) телеграмму за подписями заместителя председателя комитета Ивана Никифорова и Председателя секции Михаила Козлова о желании Всесоюзной секции футбола вступить в ФИФА и обязательством выполнять Устав, положения и законы (правила) игры. В ответной телеграмме 21 ноября 1946 г. на имя М.Козлова президент ФИФА Ж.Риме информировал, что дал указание генеральному секретарю ФИФА И.Шриккеру о выполнении им необходимых формальностей. В письме от 13 декабря 1946 г. И.Шриккер подтвердил присоединение Всесоюзной секции футбола к ФИФА. Затем Советский Союз получил (в ознаменование победы над фашизмом) постоянное место одного из вице-президентов ФИФА.
Так что наш земляк "приложил руку" и ко второму официальному рождению сборной СССР!
Еще один любопытный факт. 26 мая 1929 года - первый в истории страны радиорепортаж о футбольном матче. Стадион ?Динамо?, товарищеский матч сборных Москвы и Украины. Матч проводился для делегатов пятого съезда Советов, утвердившего первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. На трибунах динамовской арены собралась самая высокочтимая аудитория, и организаторы матча совместно с руководителями Всесоюзного радио позаботились о том, чтобы первый в истории прямой репортаж провели проверенные временем знатоки футбола. Это были обозреватель газеты ?Красный спорт? Михаил Ромм, руководитель Московской футбольной ассоциации Абрам Зискинд и первый тренер сборной СССР Михаил Козлов.
Михаилу Козлову как отличному судье доверяли проведение самых важных матчей по футболу и русскому хоккею. Он возглавлял всесоюзную и московскую коллегии судей в обоих видах спорта. Этого неугомонного, бесконечно влюбленного в свое дело человека кроме многих других ценных качеств всегда отличали умение предвидеть, устремленность в будущее, желание работать во имя его. Еще в 1928 году, вскоре после окончания Всесоюзной спартакиады, в статье "Наши неотложные задачи" Михаил Степанович писал, что нашему футболу предопределено большое будущее. И что настанет время, когда советские мастера будут состязаться с лучшими из лучших зарубежных команд. Но к этому нужно всесторонне готовиться, в частности растить кадры своих футбольных тренеров.
Козлов не только провозглашал - он очень терпеливо, целеустремленно, настойчиво работал над решением этой важнейшей стратегической задачи. Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола и хоккея ГЦОЛИФКа, автор известных в нашей стране работ ("Техника и тактика футбола", "Основы игры", "Как научить играть в футбол") Михаил Степанович передал эстафету в надежные руки, воспитал за свою жизнь целую плеяду футбольных и хоккейных педагогов, ярких творцов.