Под музыку Вивальди и с Тверью за окном…

Под музыку Вивальди и с Тверью за окном…

На прошлой неделе у тверичан была дополнительная возможность разогнать серость будней в филармонии. Программа «Фейерверк по-итальянски» собрала как поклонников классики, в целом, так и мастерства Дениса Шаповалова, в частности.


Виолончелист Денис Шаповалов – лауреат и победитель многочисленных конкурсов, на счету которого ни один триумф, в том числе, на международных площадках. Маэстро знает весь земной шар – от Москвы до Нью-Йорка. Описать манеру исполнения этого виртуоза можно такими эпитетами как «драйвовая» и даже «рок-н-ролльная».

Рослый статный красавец с пышными волосами, стянутыми в хвост, во время выступления он приковывал взгляды не только коллег из «Российской камераты и переполненного зала.

Темы сменяли друг друга, аккорд следовал за аккордом. Вдруг маэстро ненадолго оставлял инструмент, чтобы сыграть дирижерскую партию. И с этой музыкальной секунды начинается настоящее эстетическое переживание. Играя особенно сложный пассаж, Денис делал соратникам «знаки» спиной, плечами и даже бровями.

После каждой вещи он благодарил оркестрантов и поднимал их на поклон. Казалось, попробуй не выполни его просьбу – вспылит, как суровый герой фильма «Одержимость», не терпящий возражений. В манере работы мастера чувствовались требовательность к себе и другим.

Во время концерта для виолончели, струнных и баса (соль-мажор) Вивальди мелизмы, иными словами, мелодические украшения звука рождались легко и непринужденно, словно Денис играет Вивальди с рождения. Исполнительское искусство очаровывало, независимо от того, эстет вы или простой смертный, не искушённый в тонкостях классической музыки. Все контрасты были выполнены legatto, то есть связанно и плавно, что подвластно лишь профессионалам высочайшего уровня.

Манера Дениса Шаповалова подтверждает, что сложная форма может родиться только из глубокого содержания. Все эмоции отражались в телодвижениях, взгляде и даже дыхании... Вот мелодия зазвучала pianissimo, очень тихо. Таинство – единство с инструментом, со зрителями, с искусством.

Во время сонаты для струнных (соль-мажор) Россини впечатлила пластичность движений дирижера. Не каждый балетмейстер способен так жестикулировать. Вам не надо знать о музыке ровным счётом ничего, чтобы понять каждую «задумку» творца. Будто перед ним виртуальный нотный стан, на котором вырисовывается орнамент из четвертей и шестнадцатых.

На концерте также возник важный зрительный контакт музыкантов: они смеялись, сопереживали, растворяясь в динамических оттенках. Маэстро-дирижёр буквально «вальсировал» по сцене.

На вечер пришло много молодых людей. Это было не только видно, но и слышно – между частями произведения не принято аплодировать, но пару раз были робкие попытки. Из-за этого Денис даже пренебрёг правилами и позволил публике Поаплодировать между отрывками сонаты.

Запомнились «Вариации на тему Фигаро» Кастельнуово-Тедеско. Над их адаптацией для такого состава оркестра, трудился гость тверской сцены. В финале, когда близок катарсис, звучание напоминало проливной дождь. Сила нарастает, и музыка сплетается с короткой, но выразительной, вокальной партией: «Фигаро, фигаро, фигаро!..».

Все вовлечены в контрастное представление, которое увенчалось иронической кодой, выражаясь иначе, окончанием, которое раскрыло новую грань последнего произведения. Народ поражён, «браво» раздаётся в унисон со всех сторон зрительного зала. Денис Шаповалов благодарит аудиторию и каждого музыканта. Классика бессмертна, пока есть те, кто наделён талантом понимать и транслировать её. Такое осталось послевкусие, такое чувство укоренилось в моём сердце, как красивое мажорное трезвучие.

Степан КАМЕНЕВ, Юлия АЛЫШЕВА

Дата публикации: 12 Мар 2019, 7:42

Категория: Культура

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций

Сопутствующие материалы

Оставить комментарий