Женственность, вечная женственность. Её воспевали, изучали и стремились понять философы всех времён и народов.
И если, к примеру, Гёте рассуждал «о силе, любовно поднимающей человека в область вечной творческой жизни», то на сцене Тверского театра драмы раскрывают эту тему на понятных примерах. Спектакль «Сестра Надежда» рассказал о трудностях и радостях женской доли.
По сюжету, двух девушек, выросших в детдоме, берёт на попечение родной дядя. И вот в какой-том момент героини вырастают, им нужно думать своей головой. И взрослая жизнь ставит перед выбором.
Надежда (артистка Ирина Погодина), лелеет мечту о театре. Несмотря на то, что приходится работать учётчицей на стройке, учась в техникуме «без отрыва от производства». Но подмостки тянут – когда она помогает сестре, Лиде (артистка Екатерина Юркова), готовиться к поступлению в театральное училище, с энтузиазмом заучивает отрывок из «Войны и мира».
Одна из самых тяжёлых задач для актёров, кажется, сыграть прослушивание перед комиссией. Ведь не все абитуриенты – будущие звёзды сцены, кто-то «срезается»: недорабатывают, переигрывает. Артисты Екатерина Юркова, Сергей Бескакотов и Ирина Погодина с этим справляются.
50-ые и 60-ые годы, отражённые в антураже – будь то дисковый телефон, школьная форма или шапка «пирожок» у председателя Стройуправления – не способствуют творчеству. «Дом-работа-учёба» отвлекают от возвышенного. Материализм отчётливей всего говорит устами благодетеля сестёр – Дмитрия Ухова, дяди Мити в исполнении Константина Юченкова: «Еще два года — и у тебя будет специальность, у тебя будет материальная база».
К слову о материальном. В сценографии (художник-постановщик Николай Юдин) задействован круг-кольцо. Зритель видит квартиру главных действующих лиц, как изнутри, так и снаружи. Это помогает обозначить действия на улице, которые сопровождаются звуковыми и даже визуальными «погодными» эффектами (спецэффекты – Александр Галенчиков, музыкальное оформление – Григорий Слободкин).
Расхожая фраза гласит, что молодость – это недостаток, который быстро проходит. Ирине Погодиной удаётся сыграть в постановке героиню моложе себя – благодаря тону голоса, лёгкости движений, восторженному огню глаз. И вот мы видим на площадке юную женщину, которая делает первые, но уверенные шаги во взрослой жизни.
Можно ли «оскорбить» любовью и заботой? Желание помочь, продиктованное лучшими побуждениями, может помешать? В истории переплетаются разные темы – взаимоотношение отцов и детей, эгоизм и самоотверженность, фантазии и суровая реальность. Кто-то, как одноклассник Лиды, Кирилл (артист Геннадий Бабинов), готов идти напролом. А кто-то мерит своё поведение по заданному лекалу.
Режиссёр Валерий Персиков, взяв этот материал, пронёс через всю постановку идею выбора. Для того чтобы прожить жизнь не существует стандартных схем. Однако нужно всегда думать своей головой, жить вопреки бедам, даже когда кажется, что надежды нет.