Образование Тверского княжества. Князь Ярослав Ярославич

Образование Тверского княжества относится к середине XIII в. Тверской край, как и многие русские земли, серьёзно пострадал от нашествия Батыя. Одно из первых столкновений татар и русских полков - знаменитая битва на реке Сить 4 марта 1238 г., в которой погиб князь Юрий Всеволодович, - произошло на территории Тверской области, а именно близ села Божонка Сонковского района.


А в феврале татары разорили Тверь, Кашин и Кснятин, подступили к Торжку. Взять город сразу не удалось: Торжок, в то время один из оплотов Новгородской земли, был хорошо укреплён и храбро оборонялся две недели. И всё же пал. Враги прорвались в го¬род сквозь пробитые в стене бреши и учинили жестокую расправу с жителями. Однако Торжок, оказав длительное сопротивление татарам, этим самым спас от разорения Новгород. Захватчики двинулись к нему, но из-за начавшейся весенней распутицы были вынуждены повернуть назад. До Новгорода татары не дошли всего сто верст...

Тем не менее русским землям и без того был нанесён чудовищной силы удар. Страна оказалась опустошена, огромная часть населения уничтожена, города разрушены... Больше всего от Батыева нашествия пострадали обжитые и хозяйственно развитые районы Северо-Восточной Руси. Поселения Тверской земли, разбросанные среди болот, озёр и рек, были менее доступны татарской коннице. Люди из разорённых северо-восточных областей старались укрыться здесь. С другой стороны, с запада, русским зем¬лям угрожали литовцы. Так что в Тверском крае искало прибежище и население западнорусских земель. Приток людей стал одним из факторов образования и последующего подъёма Тверского княжества.

Первым самостоятельным тверским князем был Ярослав, один из сыновей великого князя Ярослава Всеволодовича. Когда Тверь обособилась, выделившись в отдельный удел? С точностью до года об этом сказать сложно. Называется несколько дат. Возможно, это произошло в 1241 г., когда Ярослав Всеволодович передал своему сыну Александру Невскому после его ссоры с Новгородом Переяславль-Залесский. Или же Ярослав Всеволодович распределил уделы между сыновьями, а Тверь досталась Ярославу Ярославичу. Это могло быть и перед первой поездкой великого князя в Орду к Батыю, и после неё, когда Ярослав Всеволодович получил от иноземного властителя Руси старейшинство над всеми русскими князьями и мог распоряжаться полученной властью более или менее свободно.

Вероятно, разделение уделов было проведено в 1245 г., перед второй поездкой Ярослава Всеволодовича в Орду. Зато в летописях точно указано, что в 1247 г. Святослав Всеволодович, преемник своего брата Ярослава на великокняжеском престоле Владимирском, утвердил своих племянников на их уделах. Именно 1247 г. считается датой образования Тверского княжества.

А двумя годами ранее, в 1245 г., над Тверью нависла угроза литовского вторжения. Иноземцы успели опустошить окрестности Торжка, перешли Тверцу и добрались до Бежецка. Подобная участь могла ожидать и тверские пределы. Потому тверитяне, объединившись с дмитровцами, заодно с Ярославом Владимировичем и его новоторжцами, а также Александром Невским и новгородцами, выступили против литовцев. Последние не смогли противосто¬ять внушительному войску и были разбиты под Торопцем. Из плена вызволили многих русских людей.

В 1246 г. умер великий князь Ярослав Всеволодович. Возник¬ла некоторая смута между князьями-родственниками. Брат Яро¬слава Всеволодовича Святослав утвердил право своего племянника Ярослава Ярославича на Тверь. Однако сам Святослав постра¬дал от младшего брата Ярослава Ярославича, московского князя Михаила Хоробрита, отнявшего великое княжение у дяди. Впрочем, над русскими землями новоявленный великий князь власт¬вовал недолго — в том же году он был убит во время похода на Литву. Тем временем литовцы объявились в тверских пределах — у Зубцова, но Ярослав Ярославич, заручившись поддержкой бра¬тьев, прогнал их.

В споре своих родных, дяди и брата, первый тверской князь не принимал прямого участия, зато вмешался в борьбу между свои¬ми старшими братьями — Александром Невским и Андреем Суздальским. Спор Александра и Андрея разрешался в Орде. Первому достались два древних и «престижных» города — Киев и Новгород, к тому же Невский держал Переяславль-Залесский как свою вотчину. Андрей получил великое княжение Владимирское, но остался недоволен и стал искать способы одолеть Александра, не прибегая к помощи татар. Так в 1250 г. Андрей вступил в родственные отношения с влиятельнейшим южнорусским князем Даниилом Галицким, женившись на его дочери. На сторону Андрея встал и тверской князь Ярослав.

О непосредственном союзе двух братьев нет сведений, но можно предполагать, что сблизило их родство судеб: и тот и другой, каждый в своё время, должен был оставить вотчину, податься на чужбину, а Ярослав Ярославич, по некоторым сведениям, вообще намеревался укрыться в Швеции. Есть версия, что и Андрей, и Ярослав хотели, объединив свои силы, свергнуть татарскую власть (к слову, аналогичные устрем¬ления были и у Даниила Галицкого).

О таком смелом намерении тверского князя можно судить по тому, что он не спешил ехать на поклон в Орду, побывав там одним из последних среди русских князей. По крайней мере, в летописях только под 1257 г. (в дру¬гих под 1258 г.) упоминается первая поездка Ярослава к татарам. К тому времени другие князья успели побывать в ханской ставке не по одному разу. В общем, все трое князей не выказывали почтительного отношения к татарам, за что впоследствии и по¬платились...

Между тем в 1252 г. Александр Невский отправился к сыну Ба¬тыя Сартаку и, видимо, сумел добиться его расположения. Князь сообщил в Орде, мол, Андрей дань татарам платит не сполна. Очевидно, «дипломатический успех» Александра определили и деньги (благо жил он в небедном Новгороде). Хан дал ему «старейшинство во всей братьи его» и, кроме того, отрядил в помощь татарскую рать во главе с царевичем Неврюем, князьями Катианой и Алыбугой. Войско получилось внушительное и всей своей несметной силой пошло на землю Суздальскую, а значит, и на Тверскую. Андрей, узнав о вторжении татар, горестно молвил: «Господи! Долго ли нам браниться и наводить друг на друга татар; лучше мне сбежать в чужую землю, нежели дружиться с татарами и им служить».

Вместе с тем Андрей Ярославич не дремал: воспользовавшись отлучкой Александра в Орду и, безусловно, зная, зачем тот поехал к хану, Андрей и тверской князь Ярослав захватили Переяславль-Залесский. В ту пору этот город являл собой сильную крепость, и, чтобы взять её, требовалось многочисленное и умелое войско. На значительную рать Андрея и Ярослава намекают и летописи: татары, перейдя Клязьму у Владимира, шли к Переяславлю «таящеся». Ярослав надеялся на крепость переяславских стен: он укрыл там свою семью, видимо, не полагаясь на относительно плохо укреплённую Тверь.

Борьба с Александром Невским и его иноземными союзниками, в которой участвовал тверской князь, была первой попыткой открытого противодействия татарам на севере Руси. Правда, у Переяславля самого Ярослава не было — он оставил здесь своего воеводу Жидислава. Столкновение произошло, и верх одержали татары. Андрей бежал сначала в Новгород, но, вполне естественно, не был там принят, затем в Псков, где дождался своей супруги. Наконец отправился в Колывань (Тарту), откуда с женой и своими боярами направился в Швецию, где был радушно принят.

А вот Ярослава постигло большое горе: захватив Переяславль, татары убили его супругу, детей тверского князя увели в плен. В плену был убит воевода Жидислав. Полон захватчики вообще взяли огромный, в том числе и в Тверском крае, который изрядно опустошили. Попытка Ярослава противостоять татарам завершилась полным крахом и для его владений, и для него лично.
После переяславской трагедии князь ещё около года пробыл в своём княжестве и в 1254 г. был вынужден покинуть Тверь.

Летописи говорят даже о бегстве Ярослава. Возможно, воцарившийся на владимирском престоле Александр Невский стал притеснять тверского князя, желая отобрать у него удел. Ярослав был принят в Ладоге, хотя устремился туда, не будучи уверенным в благожелательном к нему отношении — ладожане находились под властью сына Александра Невского Василия.

Но в Новгороде Василием Александровичем были недовольны, поэтому, тепло приняв тверского князя, новгородцы перевели его сначала княжить в Псков, а затем Ярослав стал править и самим Новгородом, благо Василия изгнали. Возможно, действия Ярослава Ярославича определялись не только его личной волей, но и мнением преданных ему бояр. Они не перешли, как это часто бывало, на сторону князя-победителя (в данном случае Александра Невского), а остались с Ярославом.

В Ладоге первый тверской князь не задержался. В ту пору в Новгороде закипела внутриполитическая борьба между «большими» и «меньшими»: первые были за князя Василия, вторые - против него. Меньших не устраивало самовластие Василия, равно как и его отца Александра. Однако даже после призвания на княжение Ярослава противоречия не сгладились. К тому же отец и сын собрали войско и вместе с двоюродным братом Александра Невского пошли на Новгород. Присоединились к ним и жители Торжка.

Бороться с Невским было, наверное, бессмысленно, тем паче что он в любой момент мог обратиться к татарам. В итоге тверской князь рассудил, что лучше всего бежать. И покинул Новгород.
В Тверь Ярослав Ярославич вернулся, возможно, в том же 1255 г., ибо в этом же году из Швеции возвратился его союзник Андрей Александрович. А в 1258 г. Ярослав явился-таки в Орду, где был благосклонно принят и отпущен «со многою честию на Русь». Видимо, тогда тверской князь вывез из плена и своих детей, примирившись с татарами.

До 1262 г. Ярослав спокойно, насколько это было возможно в то время, княжил в Твери. Между тем в Новгороде, где княжил Дмитрий Александрович, готовились к походу на немцев. Сам Александр Невский велел Ярославу Тверскому помочь новгородцам. Объединённое войско взяло солидно укреплённый город Юрьев, набрало много полону и разных товаров и вернулось назад. Тем временем Александр отправился в Орду. Повод был очень серьёзный: татары разгневались на то, что по Руси прокатилась волна восстаний против сборщиков дани, баскаков, и готовили карательный поход. Великий князь Александр Невский успел отвести беду, но на обратном пути из Орды умер в ноябре 1263 г. Есть версия, что Невский был отравлен в ханской ставке.

***
Источник - книга "История Тверской Земли". Святослав Михня.

Важная информация

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций