Выставка "Италия глазами русских художников"

Выставка "Италия глазами русских художников"

С 7 октября по 5 декабря 2010 года в Тверской областной картинной галерее проходит выставка графики и гравюр из собрания Тверской областной картинной галереи "Италия глазами русских художников".


Италия на протяжении нескольких столетий была, да и теперь остается, местом притяжения художников. Она являлась не только хранительницей традиций классического искусства, школой, музеем под открытым небом. Природа Италии, ее города, памятники, люди, ее современная жизнь претворялись в художественные образы в произведениях мастеров разных школ и стран, в том числе и России.

На выставке представлено более двадцати графических работ русских художников, хронологически отражающих целое столетие в истории русского искусства: от 1870-х до 1970-х годов.

Открывает экспозицию работа одного из крупнейших маринистов 2-й половины XIX века Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896) «Венеция. Канал Гранде». Монохромность колористического решения, заданная используемой техникой, компенсируется здесь сложностью и насыщенностью композиции, виртуозным движением кисти, бесчисленным количеством оттенков теплого тона сепии.

Рядом можно видеть и несколько листов, исполненных академиком акварельной живописи, одним из основателей «Общества русских акварелистов» Альбертом Николаевичем Бенуа (1852-1936). Среди них выделяется «Остров Сицилия», сочетающий неординарность композиционного решения с миниатюрностью, тщательностью письма. В более «живописной» свободной манере выполнена большая акварель Леонида Михайловича Браиловского (1867-1937) «Итальянский пейзаж. Венеция».

Заметное место образы Италии занимали в творчестве мастеров объединения «Мир искусства». Представленный в экспозиции рисунок Мстислава Валериановича Добужинского (1875-1957) «Неаполь» (на фото), принадлежит к числу характерных для этого художника городских пейзажей, создающих «урбанизированный» образ старого города.

Несомненно, «открытием» выставки станут две работы практически забытой сейчас русской художницы Веры Акимовны Чекуновой (1896-после 1960), эмигрировавшей в Италию вскоре после революции и прожившей там всю жизнь. Эти акварели, выполненные широко и свободно, напоминают о традициях «русского сезаннизма».

В первые послереволюционные десятилетия (примерно до середины 1930-х гг.) в Советской России сохранялась система творческих поездок и командировок в Италию. На выставке можно видеть программную работу одного из самых блестящих мастеров ксилографии и цветного офорта ХХ столетия Алексея Ильича Кравченко (1889-1940) «Венеция. Площадь Сан Марко», поражающую монументальностью и декоративностью.

Здесь же, очень пластичный по живописи, исполненный грусти пейзаж «Венеция. Мост Вздохов», принадлежащий кисти Александра Михайловича Герасимова (1881-1963), в будущем, одного из самых одиозных художников советской эпохи. А рядом, небольшая, очень острая зарисовка Александра Александровича Дейнеки (1899-1969), запечатлевшая повседневную сценку из римской жизни.

С приходом «оттепели» заграничные творческие поездки российских художников возобновились. К 1950-м – 1960-м годам относятся находящиеся в залах натурные рисунки Владимира Александровича Серова (1910-1968), изображающие Рим и окрестности, открывающие малоизвестную грань дарования автора «ленинианы», и автолитографии Анатолия Владимировича Кокорина (1908-1987), созданные по венецианским впечатлениям.

Завершают экспозицию несколько листов из «итальянских серий» известного представителя российского неофициального искусства Олега Алексеевича Кудряшова (род. в 1932 г.), выполненных в технике сухой иглы. Это - абстрактные композиции, опирающиеся на натурные наблюдения и, потому, являющиеся, по сути, эмоциональными интерпретациями реальных образов.

Михаил Тверской

Дата публикации: 19 Окт 2010, 10:30

Категория: Культура

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций

Сопутствующие материалы

Оставить комментарий