Пару лет назад мне посчастливилось побывать в усадьбе Знаменское-Раек, что в Тверской области, недалеко от Торжка. Сказать, что усадьба меня поразила — это ничего не сказать. Я была потрясена до глубины души. Вдобавок, я безумно люблю творения архитектора Львова — в них какая-то успокоенность, легкость.
Знаменское-Раек
В 36 км от Твери, не доезжая 15 км до Торжка, чуть в стороне от Ленинградского шоссе, на возвышенном месте в излучине реки Логовежь, расположена одна из самых прекрасных усадеб России – Знаменское-Раек. Наполненная смыслами, иносказаниями, старинными преданиями, она словно ждет внимательного путешественника и исследователя, который попытается разгадать ее. Но обо всем по порядку.
Уже название усадьбы – Знаменское-Раек, – таит в себе загадку. Откуда пошло это, Раек? Одни исследователи полагают, что от погоста Рай, близ которого и выросла усадьба, другие – что сама императрица Екатерина Великая, побывавшая здесь и потрясенная увиденным, воскликнула: «Вот это Раек!». Еще одно толкование мы можем найти в словаре В.Даля: Раек – «ящик с передвижными картинками, на которое смотрят в толстое (брюшистое) стекло»; «вертеп, кукольный театр». Действительно, усадьба напоминает его.
Первые сведения о поместье относятся к XVII в., но его расцвет относится к следующему, XVIII веку. Тогда оно принадлежала сенатору, генерал-аншефу, генерал-губернатору Киева (1762-66), Санкт-Петербурга (1766-67) Ивану Федоровичу Глебову (1707-1774). Первое документальное свидетельство об усадьбе относится к 1746 году. В тот год рядом со старой церковью Знамения Божьей Матери, что на погосте Рай, началось строительство нового, каменного храма в стиле барокко, построенного к 1766 году.
В 1772 году Иван Федорович произвел семейный раздел имений. Поводом к этому послужило пострижение в монахини его супруги, Прасковья Ивановны, урожденной Грековой. По «общему согласию» Ивана Федоровича и его сыновей, был составлен « раздельный реестр», согласно которому село Знаменское отходило второму сыну, Федору Ивановичу (1734-1799). Однако полновластным хозяином имения последний стал только после смерти отца в 1774 году. И здесь на сцену выходит еще одна история, на сей раз любовная.
Первым браком Федор Иванович Глебов был женат на княжне Александре Ивановне Дашковой (1738-1769), приходившейся сестрой Михаилу Ивановичу Дашкову (1736-1764), супругу знаменитой Екатерины Романовны Воронцовой, сподвижницы Екатерины Великой. Сам Глебов принадлежал к не менее известному дворянскому роду, чьи предки прибыли из Швеции служить князю Дмитрию Донскому (1350-1389). Второй супругой Федора Ивановича стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751-1837). Она была последней представительницей знатного боярского рода, к которому принадлежала супруга царя Михаила Романова – царица Евдокия Лукьяновна. Елизавета Петровна с детства отличалась взбалмошным характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца.
И именно в нее, капризную красавицу, без памяти влюбился овдовевший Федор Иванович. Однако он получил отказ: отцу Елизаветы Петровны разница в возрасте – 17 лет, – казалась слишком большой. И только перед смертью он благословил брак дочери. Так, в 1772 году породнились две знатные фамилии – Глебовы и Стрешневы. Впоследствии Елизавета Петровна добилась, чтобы ее сыновья носили двойную фамилию – Глебовы-Стрешневы и, таким образом, фамилия Стрешневых не угасла. Император Александр I 19 апреля 1803 года издал по этому поводу специальный указ.
Федор Иванович безумно ревновал свою супругу. Молодая, очаровательная, блестяще образованная, она не могла не привлекать внимания. Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи. Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла. тем не менее, подчинить своей воле.
После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское (сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы). И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок – дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку.
Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему. Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову (1751-1804). И хотя документальных свидетельств, устанавливающих авторство Львова не обнаружено, тем не менее, достаточно сравнить Знаменское-Раек с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в авторстве отпали. Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак – «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. И здесь в наше повествование вплетается еще одна история – удивительного архитектора, «русского Леонардо», как называли его современники. Его имя стоит в одном ряду с такими мастерами классицизма, как Кваренги, Баженов, Казаков.
Поистине, это был настоящий энциклопедист, разносторонний человек. В те времена подобных людей называли «дилетантами», словом, которое имело положительный смысл и было начисто лишено того отрицательного оттенка, который мы вкладываем в него сегодня. И такому удивительному человеку, «гению вкуса» и было поручено создание дворца-усадьбы, «золотой клетки» для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. Сам же Львов мечтал создать прекрасный уголок Италии в Тверской области.
Подготовительные работы к строительству начались еще в 1781 году. 30 июля 1787 года состоялась закладка дворца. Строительство продолжалось двенадцать лет. Непосредственно работы по строительству усадьбы возглавлял новоторжский архитектор Франц Иванович Буци. Кроме того, к работе были привлечены русский архитектор А.Трофимов, англичанин В.Ирвен, итальянец Ф.Руска. По эскизам Н.А.Львова также были выполнены изразцовые печи, паркет, предметы интерьера, посуда. В июле 1798 года состоялось торжественное освящение усадьбы. Празднество продолжалось три недели. Балы, пиры, салюты, катания на лодках и другие развлечения сменяли друг друга. Гости были потрясены и дворцом с его роскошными интерьерами, и парком с разнообразными затеями, каскадами прудов…
Что же так потрясало современников в Знаменском-Райке? Давайте перенесемся на два с лишним века назад и совершим мысленное путешествие. От Петербургского тракта ведет широкая аллея, почти две версты, которая упирается в нарядные въездные ворота со сквозной решеткой, более напоминающие триумфальную арку, с изящными вазами на аттике. Медленно раскрываются створки, и перед взором удивленного путешественника открывается вид на огромный овальный двор. Справа и слева расположены две пары флигелей. Двойная дорическая колоннада-галерея объединяет их с главным домом, и одинарная – с въездными воротами, всего 136 колонн.
Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Поражает четкость и продуманность композиции, ясность форм без излишнего декора. «Украшение только то у места, — писал Н.А.Львов, — которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане». Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами.
Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых. В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков.
Усадьба-дворец была рассчитана на великосветские приемы. По преданию, Знаменское-Раек неофициально посетила сама Екатерина Великая. В столовой Главного дома было отведено специальное почетное место, над которым висел портрет императрицы. Да и сам дом был построен в дворцовом стиле: входной вестибюль овальной формы, парадная лестница, главный зал, перекрытый двойным куполом, парадная анфилада залов. И здесь мы вновь видим «хитрости» архитектора. Так, световой потолок над лестницей был устроен таким образом, что первые лучи солнца падали на самую нижнюю ступеньку и поднимались в течение дня наверх. Последний луч освещал последнюю ступеньку – солнце оставалось на ночь в доме.
Львов, вдохновленный идеями итальянской архитектуры, мечтал сделать открытый купол в Главном зале. Однако реалии российского климата подтолкнули архитектора к интересному решению: верхний, второй купол был выкрашен в небесный цвет, и у присутствовавших создавалось впечатление безоблачного голубого неба над головой. Пол в зале также был необычным: он слегка покачивался под танцующими парами, отчего у тех создавалось ощущение полета – то ли от выпитого шампанского, то ли от летящего танца, то ли от близости прекрасных дам и мужественных кавалеров.
В доме также были сделаны специальные «воздушные», или «духовые» печи, представляющие собой хитроумные ходы в стенах для регулирования воздушного потока с улицы – так осуществлялся обогрев и вентиляция помещений. Также были встроены специальные ароматические вазы, источающие приятный запах.
Весь дом поражал богатством отделки: двери красного дерева, камины темно-красного мрамора, изразцовые печи, многочисленные бронзовые детали, пышный лепной декор стен и потолков, позолота, великолепный рисунок паркетов. Парадную столовую украшали 24 портрета русских царей и цариц в изящных лепных медальонах – указание на близость хозяев дома правящей династии.
Согласно «Описи 1813 года сентября имеющемуся в господских домах разного сорта имущества», в доме было множество картин: на половине на половине Петра Федоровича – 138, в овальной комнате – 260, на половине Дмитрия Федоровича 250, в спальной – 140, в угловой – 70. Поражает воображение перечисление всевозможных столов, медальонов, зеркал, образов и др. Поистине, богатейшее собрание!
За домом сохранился старинный парк в английском стиле, занимающий площадь 22 гектара. Сначала он продолжает четкую осевую композицию усадьбы, и постепенно сливается с окружающим ландшафтом. Главная аллея ведет к реке Логовежь.
В южной и северной части парка сохранилось две системы прудов с каскадами. В центре верхнего пруда южной системы на острове растет сосна – единственная из трех, чудом дожившая до наших дней. Когда-то сосен было три. А в одном из комнат Главного дома сохранилась фреска с изображением острова и сосен, принадлежащая кисти Елизаветы Петровны: символ вечной любви супругов Глебовых.
Когда-то в парке насчитывалось 17 гротов. Кроме того, роскошный пейзажный парк украшали беседки, павильоны, купальни, пристани, валунные мосты. Неподалеку от Главного дома стояла изящная беседка-ротонда с восемью колоннами, своды которой были покрыты росписями. Ниже, у реки, находилась еще одна постройка, напоминающая миниатюрный античный храм, с изваянием русалки.
Для хозяина, любившего уединение, Львов спроектировал хитроумную беседку на высоком холме. По специальному подземному ходу, который вел из усадебной кухни, доставлялись блюда и специальным механизмом подавались в беседку на накрытом столе: раздвигался пол и поднимался стол с яствами.
Некогда существовал в усадьбе «увеселительный» и «плодовый» сад, зверинец с сибирскими оленями, птичий двор с павлинами и журавлями.
Увы, скоротечно время. 29 ноября 1799 года в возрасте 64 лет скончался Федор Иванович Глебов. Овдовевшая Елизавета Петровна теперь в основном жила в Москве и подмосковном Покровском-Стрешнево, являя тип московской барыни, чопорной и властной. Время от времени она наведывалась в усадьбу, приносившую немалый доход. Вторично замуж она так и не вышла. Она пережила мужа почти на 40 лет и скончалась 4 декабря 1837 года. После ее смерти наследницей усадьбы стала княгиня Варвара Федоровна Гедройц, в девичестве Бреверн – племянница Петра Федоровича Глебова-Стрешнева (1772-1807), старшего сына Федора Ивановича и Елизаветы Петровны. В 1888 году усадьбу приобрела Александра Сергеевна Дубасова, жена русского адмирала Федора Васильевича Дубасова, который некоторое время был генерал-губернатором Москвы.
Уже при наследниках, у которых не хватало средств на поддержание усадьбы на должном уровне, начался процесс разрушения парковых построек и общего упадка. Искусствовед А.Н.Греч, побывавший в Знаменском в 20-х годах ХХ века, так отзывался о нем: «Несомненно, исходя из Палладио, испытал Львов сильное влияние Камерона, восприняв его архитектурную грацию, характер его мягкого и изящного классицизма. От себя же внес архитектор то, что составляет иногда самое ценное в его дилетантском творчестве – выдумку. По-видимому, хозяин Райка (генерал-аншеф, крупный земельный магнат Федор Иванович Глебов) предоставил художнику полную свободу действия. … Роскошно разрослись липы старого английского сада, время наложило своеобразную «патину» на весь «ландшафтный парк» — разрушаясь, поглощаются природой произведения искусства, — и, верно, поэтому стала действительно близкой к «натуре» все же всегда ощутимая искусственность английского сада».
Время не пощадило усадьбу. После Октябрьской революции здесь располагались различные учреждения: пансионат для госслужащих, короткое время – картинная галерея, колония для несовершеннолетних, пионерский лагерь. В Великую отечественную войну здесь был госпиталь. И новый штрих в историю усадьбы: с ранениями тут лежал знаменитый летчик Маресьев. В 80-е годы располагался профилакторий, принадлежавший одному из тверских заводов. В конце ХХ века Знаменское-Раек фактически превратилось в руины. Именно в таком состоянии и застал его А.И.Солженицын, посетивший эти места 6 сентября 1996 года. Утрачены Полуденный (именной) домик, Троеграновый домик, храм Цереры, грот каскада прудов, каменный мост через Логовежь…
Для решения реставрационных задач и дальнейшего функционирования усадьбы, государство передало ее в долгосрочную аренду на 49 лет компании «Конкор». Реставрационные работы позволили раскрыть настенные росписи, скрытые под многими (до 26!) слоями краски. В 2007 году в северо-западном флигеле открылся отель. Предполагается, что к 2015 году, когда в усадьбе завершатся реставрационно-восстановительные работы, она превратится в элитный отель высочайшего класса и комплекс конгресс-туризма. Процесс реставрации идет в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, что позволит не только полностью повторить оригинал, но и даже после восстановления будет обеспечен доступ посетителей в усадьбу. Также в реставрации принимает участие французское архитектурное бюро «Fevre&Gaucher». Уже сейчас в Знаменском-Райке проводятся концерты камерной музыки, выставки живописи, аукционы произведений искусства, свадебные церемонии. Будем надеяться, что эта деятельность продолжится и по завершении реставрации. И прекрасным символом возрождения является пара аистов, поселившаяся неподалеку.
Адрес: Тверская область, Торжокский р-н, Марьинский сельский округ, поселок Раек, 35 км от Твери, 20 км от Торжка. Координаты: N 56 57.322, E 35 15.179