Русский писатель и поэт И.А. Крылова более всего известен как сочинитель басен. Всего на счету литератора 236 коротких стихотворных зарисовок с дидактическим посылом. Широкому кругу читателей знакомы, предположим, десяток таких произведений. Тверской театр юного зрителя остановил свой выбор на восьми хрестоматийных вещах в новом спектакле «Басни».
А.С. Пушкин о баснописце написал: «Во всех отношениях самый народный наш поэт». Постановка в ТЮЗ’е лишний раз подтверждает эту мысль.
От произведений из школьной программы подчас начинает болеть голова. И на премьерном показе у меня, в конце концов, она тоже начала «трещать», но только от смеха. Ибо, если и простительно когда-то употребить штамп «нескучная классика», этот как раз тот самый случай.
«Поневоле задумываешься <…> о невозможности информационной конкуренции интровертного общества с экстравертным». ТЮЗ, будто открытый и общительный собеседник, приглашает в святая святых – закулисье.
На обычной сцене воздвигнуты ещё одни подмостки – театр в театре. Мир нешуточных «звериных» страстей, творящихся в этой среде и рассказанных «эзоповым языком».
Вот «Квартет» с Ослом, Козлом, Мартышкой и косолапым Мишкой. Правда, в отличие от первоисточника они пытаются поудобнее усесться всего за одним музыкальным инструментом – фортепиано. На фоне «репетиции» разгораются чувства Медведя (Роман Клоков) к Обезьяне (Дарье Астафьевой). На лицах исполнителей маски, поэтому отыгрывать приходится пластикой – Роман замечательно косолапит, переваливаясь с ноги на ногу, а Дарья крутится и вертится, будто зверёк.
Благодаря работе режиссёра Даниила Романова авторский замысел в каждой части дополняется современным прочтением. Например, в коллективе («Квартете») борьба за «место под солнцем» может основываться на симпатии одного музыканта к другому.
В одной сцене, когда Медведь выглядывает из-за угла, я даже усмотрел тонкую аллюзию на мем («вирусный» контент, чаще всего юмористического характера, популярный в определённый момент – прим. автора).
Жанровую принадлежность постановки, в целом, определили как сценическая фантазия для пяти масок. Восемь молодых артистов – Дарья Астафьева, Надежда Мороз, Ангелина Аладова, Иван Жамойтин, Андрей Иванов, Роман Клоков, Владимир Крылов и Алексей Пучков – по сути играют на сцене… всё тех лицедеев. Ведь каждый из них несколько раз за действие перевоплощается из одного образа в другой точно актёр на репетиции.
«Фантазией» это ещё можно назвать и потому, что оригинальные тексты басен местами сокращены ради сценической задачи, как в случае с «Вороной и лисицей», или изменена манера подачи материала. Стрекоза (Ангелина Аладова), рассказывая Муравью (Иван Жамойтин) о своих проблемах, пропевает всю историю в джазовой манере. В ответ же слышит от «трудолюбивого насекомого» отповедь в разговорно-бытовом стиле.
Басни-эпизоды плавно перетекают из одной в другую с помощью деталям-сцепкам. Кукушка (Ангелина Аладова) и Петух (Алексей Пучков) хвалят друг друга и параллельно собирают сцену для выступления Вороны (Надежда Мороз), которую подкарауливает Лиса (Дарья Астафьева). Или другой приём – клочки бумажек в одной ситуации символизируют порванные ноты, а в другой – пушистый снег.
Ни одной моралью живы басни, каждая из них наполнена юмором. Вот Ворона, начав арию и выпустив из клюва сыр, падает за сцену, как в каком-то шоу талантов, где жюри нажимают кнопки, вот в «Двух собаках» на роль болонки Жужу взяли Дарью Астафьеву, что автоматически превращает разговор двух старых боевых товарищей (у Крылова – два пса – прим. автора) в сюжет о несостоявшейся любви. А когда на сцену выходит Слон, Иван Жамойтин, невозможно удержаться от хохота – к огромному шару-туловищу прикрепили водосточную трубу-хобот.
Музыкальное оформление, за которое отвечал композитор Александр Ночин, захватывает и не отпускает с первого до последнего мгновения. Меня больше всего впечатлило звуковое сопровождение похода Слона по городу. Низкая, тревожная мелодия.
В целом, «оркестр» актёров играет прекрасную мелодию, затрагивая целую палитру наших чувств – от беззлобного смеха над глупым Львом (Роман Клоков), вышедшим на поединок с Комаром, до философской задумчивости о безграничном мире в коллизии с Орлом и Пчелой.
В финале спектакля на сцене появляется шар, на который проецируются звёзды, по сути – символ вселенной. В какой-то момент захотелось, чтобы резиновую громаду запустили в зал, и с ней могли бы поиграть дети. Ведь зритель действительно «ловит пас» от исполнителей. Тем более, ТЮЗ всегда готов к диалогу. В том числе, о Крылове, со дня рождения которого исполнилось 250 лет.