Согласно Альфреду Хичкоку: «Женщина должна быть, как хороший фильм ужасов: чем больше места остается воображению, тем лучше. Сложно найти более подходящую цитату, которая охарактеризовала бы историю жизни знаменитой французской певицы Эдит Пиаф. Что в том, что мы о ней знаем правда, а что ложь? В этом попытались разобраться создатели моноспектакля «Я ни о чём не жалею. Пиаф» Тверского театра юного зрителя.
Громадный ворох газет, два стула и размышления о выпавшей доле. Татьяна Романова в роли Пиаф удерживает внимание публики на протяжении часа – как благодаря таланту рассказчика, так и с помощью продуманной сценографии. То листает газеты, то разбрасывает их, то рвёт, то комкает с противным шуршанием...
Слухи, уж я как журналист ответственно заявляю, всегда кормили прессу. Именно поэтому действие выстроено как перечитывание бульварных статей о похождениях Эдит Пиаф. И тогда рождается столь важная сверхзадача – не просто познакомить пришедших с её биографией, а постараться раскрыть истинную природу тех или иных поступков. «Кем, чем я была на самом деле?..»
Не случайно зрительские места на этом представлении располагаются на сцене – именно публика оценивает творчество «звёздной» личности, которая всегда на виду. Когда служительница Мельпомены отходит вглубь площадки и отворачивается, кажется, будто мы, наблюдатели, и впрямь за спиной на выступлении у настоящей французской певицы. Воображение дорисовывает перед ней рукоплещущие трибуны цирка «Медрано».
Татьяна Романова не только произносит монологи, но также исполняет известные произведения Пиаф. К примеру, вот она, будто прорываясь сквозь толпу, поёт: «Нас удаляет друг от друга…», затем период взлёта описывают строки: «Если любишь ты меня…», зная о тяжёлой судьбе героини, иронично слышать легендарную «Жизнь в розовом цвете» и т.д. Виртуозно аккомпанирует концертмейстер Лидия Буланкина.
Тяжёлое детство, алкоголь, наркотики, одиночество, многочисленные трагические события, испытания на прочность... Повествование обо всём этом вырывает зрителя из «зоны комфорта». Актриса то понижает голос до задумчивого шёпота, то горестно восклицает, то заразительно хохочет, то молча замирает, бессильно лёжа на полу.
Режиссёр, артист ТЮЗ’а, Александр Романов выстроил постановку так, что «один из символов Франции и легенда ХХ века» стал ближе тверским театралам. Исповедальный характер произведения подчёркивают и тёмные декорации, и приглушённый свет и доверительная близость выступающего и аудитории.
На мой взгляд, есть даже отдалённое внешнее сходство Татьяны Романовой и Эдит Пиаф. А по любви к своему делу, искусству, уверен, они точно похожи. Да и обе – настоящие Женщины. Неслучайно премьера пришлась на 8 марта.
Театр юного зрителя не только продолжает линию спектаклей с возрастным рейтингом «16+», но и возобновляет традицию моноспектаклей. Последний раз в новейшей истории вещь такого формата ставили в 80-ых годах ХХ века. Столетия сменились, но, несмотря на все прогнозы философов и скептиков, интерес к сильным неординарным личностям никуда не исчез.