Ёлка с пропеллером

Ёлка с пропеллером

Новый год – это время подводить итоги, и делать выводы – хорошо ли вёл себя ребёнок на протяжении всех двенадцати месяцев. А что, если выяснится – мальчик или девочка не всегда отличались прилежанием, а иногда даже были не прочь пошалить? На эти вопросы ответила премьера «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Тверского академического театра драмы.


Режиссёр Александр Павлишин, за авторством которого не одна новогодняя постановка, взял инсценировку сказки про Карлсона коллеги из Тольятти, режиссёра ТЮЗ’а Ирины Храмковой. По её примеру на роль одного из центральных героев, Малыша, взяли актрису.

Действие происходит в Вазастане, одном из районов Стокгольма, столицы Швеции. Однажды мальчик семи лет, младший ребёнок в семье, знакомится с удивительным обитателем крыш – Карлсоном.

В тверском варианте особый упор сделан на контрасте характеров главных героев. Яна Голубева в роли Сванте Свантесона, Малыша, постоянно делает «круглые» испуганные глаза, потому что переживает, что скажет мама по поводу игр и баловства.

Исполнительница удивительно точно копирует походку и жесты «мальчугана». «А движения неловки», поэтому и пылесос порой падает из рук, и рисовать удобнее, поджав ноги под себя, и т.д. Что немаловажно, на Яне очень органично смотрится парик.

Манера игры Константина Василенко – полная противоположность. Для актёра это одна из первых больших работ на тверской сцене, но благодаря харизме его Карлсон с первых же секунд приковывает к себе внимание.

Артист, видимо, сообразно задаче режиссёра, смешивает ставший каноничным стиль поведения героя советского мультфильма (1968, 1970 гг.) – интонация, жесты – и свои собственные наработки. Что уж говорить, и внешне лицедей похож на «красивого и в меру упитанного мужчину в самом расцвете сил». При этом мальчишеский задор ярко проявляется и в играх с бытовой техникой, и в щекотке товарища, и в том, как ловко актёр прячется в гардероб или за занавеску.

А ещё помимо каноничных штанов на лямках, важная деталь костюма – пропеллер – на своём законном месте и даже, в самом деле, вращается. За это отдельное спасибо художнику по костюмам Ирине Подосёнковой.

Сообразно одной из теорий, Карлсон – это несуществующий товарищ Малыша. В психологии даже выделен синдром, названный в честь этого проказника. Это «психологическая особенность детей 3-7 лет, когда ребёнок может придумывать себе вымышленного друга». Причиной этого может стать занятость окружающих, которые не уделяют члену семьи достаточно времени.

В спектакле «обладателя пропеллера» видит не только Малыш, но, во-первых, родителям он так и не попадается на глаза, а, во-вторых, поневоле задумываешься – а не включаются ли домработница и другие в игру скучающего юнца?

Если говорить метафорическими категориями, то М. и К. – две стороны одного человека. Это же подтверждает гештальт-психология, обозначая их как «полярности». Ведь в своём поведении Малыш ограничен родителями, правилами приличия, страхом наказания, в то время как Карлсон живёт один и не стеснён никакими рамками. Все выходки для него: «Пустяки, дело житейское!»

Маленьких тверичан увлекает представление, ибо им не навязывают точку зрения «что хорошо, что плохо», а лишь на примере поведения двух столь разных личностей показывают, как может отразиться тот или иной поступок, в каком случае нужно быть скромным, а в каком – чуть более напористым и т.д.

Музыкальное оформление Иоланты Мельниковой добавляет драйва истории о том, как пай-мальчик находит разбитного друга с «кнопкой на животе».

Феерия разыгрывается на фоне изумительно ярких, но при этом функциональных декораций, которые разрабатывал художник Николай Юдин. Кресла-мешки, которыми, как подушками, герои устраивают дуэль в одном из эпизодов, мансарды, под которыми располагаются специальные «ямы», а за ними установлены батуты и мн. др.

Вся история – смешение эпизодов из двух частей книжной трилогии про Карлсона. В действие вошли и эпизод с пожарным, и борьба с пылесосом (к слову, это действительно раритетный реквизит 60-70-х годов), и «курощение» (исковерканное «укрощение» – прим. автора) фрекен Бок, и тот момент, когда главный герой заболел и т.д.

Важно упомянуть, что в этой интерпретации у Малыша нет брата и папы. Что делает его ещё более одиноким.

История про Карлсона мне как читателю всегда казалась повестью, которая учит тому, что нужно подбирать ключ к любому человеку, какие бы разные вы ни были. Ведь в самой Швеции к герою Астрид Линдгрен относятся совсем не так, как у нас. На родине, Карлсона не любят, считая его «хамом, эгоистом, обманщиком, хвастуном и подстрекателем». В России же ему, условно говоря, дают второй шанс – может, перевоспитается?

Что касается общей концепции. Сугубо по моему мнению, история про мальчика, который живёт на крыше, не очень-то вписывается в формат традиционного детского утренника. Ведь в произведении нет гротескного антагониста, которого могли бы прогонять от ёлки Дед Мороз и Снегурочка до начала спектакля. Однако, куда же без традиционного хоровода вокруг зелёной красавицы? Поэтому пропели «в лесу родилась ёлочка» и… от винта!

Текст - Степан КАМЕНЕВ. Фото - Geometria

Дата публикации: 4 Янв 2019, 14:27

Категория: Культура

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций

Сопутствующие материалы

Оставить комментарий