В Твери стартовал проект «PRO театр». Это совместное начинание Тверского театра драмы и Лектория «Живое слово», в рамках которого проведут цикл лекций.
Тверичане встретятся с театроведами, критиками, режиссёрами, артистами. Целью «PRO театра» стало создание общества «профессиональных» зрителей. Первым в рамках проекта наш город посетил московский журналист и критик Глеб Ситковский. Он подробно рассказал – что такое иммерсивный театр, и почему стоит посещать такие представления.
Выступающий сразу обозначил, что понятие «иммерсивный театр» (от англ. «immerse» – «погружать») обширно и обозначает разные типы спектаклей. Из объяснений стало понятно, что изначально этим термином называют действо, которое идёт на внушительной площадке – например, в здании заброшенного отеля или замка. Зритель переходит из одного помещения в другое, в любой последовательности. Един только финал.
Вариации присутствуют в степени вовлечённости пришедших в происходящее, а также в привязке к месту, где всё происходит. Т.е. публика может быть второстепенными действующими лицами, активными участниками диалога с лицедеями или же вообще главными героями, проходя своего рода квест.
Среди известных произведений в таком жанре лектор выделил творение английского коллектива «Punchdrunk» «Утопленник», в основу которого легла трагедия Георга Бюхнера «Войцек». Работу этой же труппы «Sleep no more» («Не спать» – прим. Автора) по шекспировскому «Макбету». Из отечественных Глеб Ситковский выделил творение «Чёрный русский» по мотивам романа А.С. Пушкина «Дубровский». Некоторые спектакли живут уже многие годы, другие идут буквально сезон-два.
Как подчеркнул эксперт, центральные мотивы таких инсценировок – эрос и танатос, иными словами, любовь и смерть. Большую роль играет хореография, которая добавляет зрелищности. А подавляющая часть постановок рассчитана на коммерческий успех. Ведь в англосаксонском театральном мире храмы Мельпомены способны обойтись без дотаций государства.
В сети подобные «сны наяву» сравнивают с перфомансами и аттракционами на Хэллоуин. Кто-то проводит параллели с лентами Ларса фон Триера. Можно предположить, что задачи, которые ставят перед собой создатели «погружающих» вещей – разрушить четвёртую стену, вызвать сильные эмоции, показать, что творец и оценивающий могут поменяться местами, поднять вопрос – какой мир реален, а какой – иллюзорен.
Заканчивая теоретическую часть, спикер обозначил один из главных тезисов – театр в современном смысле существует всего три столетия. Сейчас он на распутьи, поэтому некоторые течения начинают существовать параллельно с классической формой. Как, например, иммерсивный. Глеб Ситковский считает – называть его театром или нет – выбор каждого, но журналист уверен, что это входит в сферу искусства.
Согласно информации из открытых источников, Глеб Ситковский писал и пишет для СМИ с различной позицией. В том числе – «Ведомости», журнал «Театр», интернет-портал Colta.ru, сайт Сноб.ru и др.
После продолжительного выступления слушатели задали несколько вопросов. Предсказуемо началась дискуссия по поводу «театральности» иммерсивного направления.
В завершении актёры Тверского театра драмы провели читку нескольких современных драматических текстов с элементами интерактива, иммерсивности. На сцене в разных отрывках появились актеры Ирина Погодина и Яна Голубева, Константин Василенко, Сергей Бескакотов и Виктория Козлова. Срежиссировал эксперимент Тарас Кузьмин. Три разных истории предполагалось «переключать» тремя хлопками от разных людей.
Зал с азартом подключился к процессу – можно предположить, что аплодировали и когда требовали «поставить» на паузу одно из повествований, и когда было так интересно, что хотелось растянуть удовольствие.
Следующее общение в формате «PRO театр» пройдёт осенью. Организаторы обещают театралам встречу с театральным критиком Павлом Рудневым.