Часовой механизм сказки

Часовой механизм сказки

«Крысы помнят, о, мастер Гофман, как всё было на самом деле…»


Деталь часового механизма справа от входа, часовых дел мастер, сидящий здесь же за своей работой, изображение часов на афишах. Всё намекает – время идёт неумолимо. И, видимо, благодаря стараниям режиссёра ребята, пришедшие на премьеру в Театр юного зрителя «Щелкунчик мастера Дроссельмейра», повзрослеют на глазах. Потому что рейтинг «3+» не отражает истинного положения дел.

О, эти маски крыс! Мне кажется, ещё многим взрослым зрителям (мне – точно) во время стресса будут сниться эти устрашающие «морды». Более пугающие только их движения.

Но обо всём по порядку.

Первый акт постановки следует сюжету сказки. Сочельник, дети рассуждают о подарках (Константин Павлов в роли Фрица очень музыкально изображает, как будет играть в осаду крепости), ёлка, на которой брату и сестре дарят Щелкунчика (обстреливая из пушек конфетти), ну и далее по ходу истории.

Особого внимания заслуживает бой между крысами и солдатиками. Решение со столом, на котором сталкиваются вражеские армии, бесхитростно, но наглядно. И вообще, в целом, режиссёр Артур Ощепков, будучи ещё и хореографом, выверил все движение действа, как ход маятника.

И механические подёргивания мастера Дроссельмейра (Сергей Грищенко прямо передал жизнь человека, уже необыкновенно породнившегося, даже в поведении, со своими изобретениями), и ходьба на полусогнутых ногах на носочках Мышильды (Ангелина Аладова) и Крысиного Короля (Михаил Хомченко), и даже танец Мари (Инна Волкова) и Щелкунчика (Алексей Пучков) создают картину ожившего мрачного эксперимента механика.

Такой подарок на Рождество, с одной стороны, хочется поскорее вернуть обратно, а, с другой, рука так и тянется завести, покрутив ручку.

И тут начинаются чудеса. За них отвечают, в числе прочего, настенные часы. Огромная половина циферблата то знаменует приход мерзких серых тварей, сверкая зловещими алыми «внутренностями», то благодаря инсталляциям, будто и правда, приходят в движение, то вдруг становятся самим безжизненным космосом, в котором мерцанием звёзд отсчитывается Вечность…

Всё наталкивает на мысли, что время скоротечно, детство с рождественскими подарками проходит под дикий визг Крысиного Короля. Михаил Хомченко будто дословно воплотил на сцене текст Гофмана: «вдруг раздался резкий и громкий писк, от которого холод пробежал у Мари по жилам». Только здесь это ещё более усилилось. Все родные подозревают девочку в душевном нездоровье.

Обмороки, кошмары по ночам. Эти разговоры в тверской постановке звучат настойчивее, нежели в оригинале. Растерянному взгляду Инны Волковой не за что уцепиться. Кажется, будто все вокруг отводят глаза. И лишь нежные руки её героини готовы ломать стекло, защищая во имя добра деревянную «маленькую уродливую фигурку», щёлкающую орехи.

Если отбросить часть моментов, то первый акт понятен молодому зрителю, возраста хотя «6+». Однако во втором – повествование делает резкий поворот. Львиную долю времени занимает рассказ Дроссельмейра о судьбе Щелкунчика до превращения в игрушку. Там свои персонажи, свои хитросплетения сюжета. Сложно для воплощения на сцене так, чтобы это не выглядело отдельным произведением.

Тверские мастера использовали такой приём – Инна Волкова, исполняющая роль Мари, перевоплощается на время в принцессу Пирлипат, а Сергей Грищенко в роли Дроссельмейра «ныряет» вместе с ней в эту часть «Щелкунчика». Такое изменение оправдывается условием договора героев сыграть эту историю. Спектакль в спектакле. Часовщик желает крестнице ни пуха, ни пера.

В целом, премьера выглядит как готическая сказка. Многие элементы (вплоть до света, художественного оформления, декораций) и мотивы инсценировки (помешательство, взросление, отклонение от нормы) напоминают отчасти по атмосфере фильмы «Алиса в Стране Чудес» Тима Бёртона, «Запрещённый приём» Зака Снайдера, а если совсем утрировать – клип группы «Rammstein» или видео певца Мэрилина Мэнсона. Местами не хватало только тяжёлой музыки.

Именно поэтому, кажется, в финале вот такой Щелкунчик не может просто убить Крысиного короля, ему следует запытать его рассказами о тленности всего сущего.

Степан Каменев. Фото - https://vk.com/tuz_tver

Дата публикации: 26 Дек 2017, 17:42

Категория: Культура

Обратите внимание! Тверской Дайджест не является представительством фирм и организаций, упоминаемых в материалах! Свои обращения направляйте через официальные контакты соответствующих организаций

Сопутствующие материалы

Оставить комментарий