30 октября в Твери встретились представители некоммерческих организаций, инициативных групп, бизнеса и власти.
"Сегодня замечательный день, - с такими словами директор Центра НКО Юлия Саранова открыла Форум активных горожан и НКО, - потому что на одной площадке вновь встречаются самые активные некоммерческие организации нашего города. Я хочу сказать спасибо, что вы работаете в некоммерческом секторе и видите в этом свою миссию, свою важность и нужность».
Юлия Саранова в своем слове поблагодарила всех тех, кто помог команде Центра НКО подготовить и провести Форум активных горожан и НКО.
В первый день Форума участники обсудили возможности социальных преобразований, степень участия НКО, власти и бизнеса в этом процессе, а также инструменты взаимодействия.
Социальные преобразования, как считает Депутат Тверской области Николай Локтев, это дорога с многосторонним движением - это движение со стороны власти, со стороны общества и со стороны некоммерческих организаций.
По мнению участников Форума, социальные преобразования зависят от поддержки власти и доверия горожан. Руководитель проекта "Нужна помощь.ру" Митя Алешковский уточнил, что 75% населения не знают ни одного благотворительного фонда и только 31% пользователей интернета перечисляют пожертвования. При этом 83% населения готовы помогать детям и пожилым людям, но не хотят поддерживать взрослых.
Алешковский добавил, что структура финансирования НКО в России далека от идеальной. Он предположил, что государство не должно финансировать НКО. Наоборот, оно должно создавать возможности и инструменты для работы некоммерческих организаций. Государство, как говорит эксперт, это и есть общество.
"Государство - это и есть мы. Разделять государство от общества контрпродуктивно. Именно для граждан и работают чиновники. И именно граждане говорят чиновникам, как нужно работать", - отметил Алешковский.
Эксперт считает, социальные проблемы в России решаются очень плохо, но потенциал их решения совместно с некоммерческими организациями гигантский. Преимущество НКО в том, что они знают реальную проблематику, имеют прямой контакт с гражданами, а прозрачности и открытости в работе некоммерческих организаций можно позавидовать.
Проектный фандрайзер благотворительного фонда "Подсолнух" Татьяна Тесленко добавила, что для эффективности НКО необходимы дополнительные инструменты. Это могут быть уже существующие инструменты обратной связи, которые объясняют, зачем работают некоммерческие организации, а также новые инструменты, которые предстоит создать.
На первом дне Форума активных горожан и НКО прошло большое количество образовательных мастреских. Одна из них - народное финансирование социальных проектов. Ведущей мастер-класса стала Мария Докшина - исполнительный директор популярной платформы Boomstarter.
На мастерской Мария рассказала о народном финансировании, как об инструменте взаимодействия людей в интернете, который помогает активизировать аудиторию для совместного создания продуктов, услуг, проектов.
Эксперт рассказал, что их платформа заинтересована в помощи региональным проектам. Социально важные и интересные программы даже небольших регионов собирают достаточное количество средств на их реализацию. В примерах, Докшина, отметила проект “Медовый мусс с ягодами”, где инициаторы проекта ставили цель - Создание рабочих мест в деревне Малый Турыш на Урале.
Мария заметила, что продвижением таких проектов занимается в больших количествах средства массовой информации. И очень важно, чтобы некоммерческие организации доступно рассказывали о своих идеях и проводили мастер-классы.
На примере проектов платформы, Докшина упомянула, что наибольшее количество средств собирают программы, попадающие под категорию фильмы, видео. На втором месте по сбору средств - категория общество. И на третьем - категория еда.
Эксперт посоветовал, что тем, кто планирует собирать средства через народное финансирование, необходимо обновлять новости о проекте и отвечать на вопросы тех, кто внес или планирует внести определённую сумму на реализацию программы.
Участники Форума 31 октября обсудили, что в быстро меняющемся мире, динамично растущих городах существуют сообщества, которые стараются решить проблемы.
По мнению профессора кафедры градостроительства СПбГАСУ Валерия Нефедова, само население может справиться с проблемами города.
Один из ярких примеров, когда неравнодушные люди изменили окружающую среду, явился проект по облагорожению привокзальной площади в городе Торжке, инициатором которого стал руководитель проекта «Важное дело» Николай Романенко. Он рассказал, что в течение нескольких месяцев активные горожане после работы, учебы, в выходные дни собирались на площади между двумя вокзалами и своими силами создавали удобство для жителей и гостей Торжка.
Директор Центра НКО Юлия Саранова добавила, что молодых людей с инициативой, которые находят спонсорскую поддержку, можно сосчитать «по пальцам».
Эксперт также предположил, что перед разработкой проекта у горожан необходимо узнать, что они хотят изменить в своем городе, в районе. «Если у горожан есть предложения, НКО готовы услышать их», - говорит Юлия. Новые идеи, по ее мнению, всегда воспринимаются позитивно. Также она упомянула одну из проблем – недоверие горожан к некоммерческим организациям, которое возникает из-за отсутствия информации.
Руководитель компании «Премьер-Development» Павел Парамонов отметил, что еще одной проблемой является образование. Он считает, что у населения нет представления, как должен выглядеть нормальный город. И, по словам Парамонова, некоммерческим организациям, которые стараются решить проблемы своего города, нужно рассчитывать на свои силы, а не только на государство.
На образовательной мастерской «НКО. Профессиональный подход к социальным инициативам» участники обсудили то, как меняется команда и инструменты работы в проектных командах, инициативных группах и НКО.
«В Твери многие некоммерческие организации – это хобби. Люди занимаются общественной деятельностью в свободное от работы время и не рассчитывают на зарплату в этой области, а значит и образование в этой сфере будут получать по остаточному принципу», - говорит Директор Центра НКО Юлия Саранова. Часть людей приходят в некоммерческие организации после того, как реализовали несколько проектов.
Юлия отметила, что у многих инициативных групп проблемы с позиционированием. «Они не могут ощутить себя в городском сообществе, потому что нередко занимаются проектами разной направленности. У таких команд часто отсутствует стратегия и сформированные направления работы»,- говорит эксперт.
Также директор Центра отметила, что между НКО и инициативной группой существует большая разница. «Некоммерческие организации, в отличие от инициативных групп, несут ответственность перед государством в виде отчетности и налогов», – рассказывает Юлия. Для проектных команд, реализующих сезонные проекты - регистрация НКО не самый удачный вариант, бремя ответственности перед государством может погасить энтузиазм. А заключение договоров и работа с финансами вполне может быть реализована в партнерстве с уже существующими НКО города.
По окончанию мастерской эксперт посоветовал инициативным группам, прежде чем регистрировать себя в качестве НКО подумать о будущей своей организации, как о бизнесе, спланировав систему финансового обеспечения своей работы заранее.