Первоапрельский концерт «Музыканты улыбаются» в Тверской филармонии продолжил идущий сейчас XVII международный фестиваль музыки И.С. Баха «Бах и музыка Вены».
И это совсем не шутка, хотя программа началась, как и положено в день смеха, с анекдотов, главными героями которых стали великие музыканты прошлого. Созданию нужной атмосферы способствовали ныне живущие музыканты – Государственный квартет имени Глинки, приехавший в столицу Верхневолжья уже в четвертый раз, и гитарист Александр Виницкий.
Бах, конечно, великий человек, но ничто человеческое ему было не чуждо, и повеселиться он любил, и посмеяться. И вообще, судя по всему, отличался недюжинной ироничностью, если взять во внимание хотя бы то, что одну из своих пьес он написал, вдохновившись весенними серенадами котов. И на язык был остер, если верить дошедшей до нас истории о том, как однажды один из пришедших к нему учеников, прослушав прелюдию в исполнении учителя, стал восхищаться превосходной игрой маэстро.
Бах прервал ученика на полуслове и сказал: «В этом нет ничего удивительного: надо только своевременно нажимать на клавиши, а все остальное сделает сам орган!». От великого до смешного действительно один шаг. Так, Паганини, опаздывая на концерт, нанял извозчика и просил его быстрее ехать к театру, спросив, сколько следует заплатить.
– Десять франков.
– Вы шутите?
– И не думаю! Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!
– Хорошо, – ответил композитор. – Я заплачу вам десять франков в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.
Одним словом, рассказ о состоявшемся концерте вообще можно было составить из одних только анекдотов о великих музыкантах, а их сохранилось очень много. И этого оказалось бы, наверное, вполне достаточно для того, чтобы передать весь смысл названия программы, написанного на афише, – «Мелодии и ритмы хорошего настроения», которое само по себе имеет какой-то иронический в филармоническом контексте оттенок, сразу же отсылая к советской телевизионной программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Так что «Музыканты улыбаются» выглядят более соответствующими моменту.
Открыл концерт Государственный квартет имени Михаила Глинки, естественно, Бахом, причем таким известнейшим сочинением, что и называть его как-то… Короче говоря, выбор, хотя и был весьма хорош и безупречен во всех отношениях, но смотрелся он именно как шутка. Впрочем, дальнейшее течение концерта показало, что шутки шутками, а программа все-таки классически серьезная – квартет исполнил фортепианный квинтет француза Сезара Франка с Ириной Алваревой за роялем. Возвышенное и строгое, иногда патетическое, это сочинение заставило публику перейти на серьезный лад.
Музыканты были сосредоточены и строги, Ирина Алварева элегантна и погружена в музыку. Один только альтист позволял себе какую-то романтическую непринужденность выражения чувств, по крайней мере у него одного из всего ансамбля на лице периодически играла загадочная улыбка. Но вот все три части квинтета сыграны, можно перевести дыхание. Антракт. И это вовсе не шутка.
Героем второго отделения стал известнейший гитарист, долгое время преподававший в Московской консерватории классическую и джазовую гитару, композитор, аранжировщик Александр Виницкий. В Тверь он прибыл, что называется, с корабля на бал – прямо с гастролей в Израиле с коротким заездом в Москву.
Второе отделение, впрочем, также началось неформально. Выяснилось, например, у виолончелиста квартета имени Глинки Игоря Смирнова в этот день родилась младшая дочь, которой дали имя Анастасия. Музыкант, вместе с художественным руководителем филармонии Владимиром Боярским учившийся в консерватории, поделился веселыми историями из их студенческой жизни.
Александр Виницкий, впрочем, тоже оказался изрядным весельчаком. По некоторым предположениям он оказался похож на Баха, внешнее это сходство, однако, весьма, как показалось, портил экзотический головной убор.
Для начала музыкант исполнил две вещи собственного сочинения (а надо сказать, что все второе отделение состояло из его произведений) – «Зеленый тихий свет» и «Жду известий». Александр Виницкий очень долгое время представляет гитару, выступая с концертами во многих странах мира. На основе классической школы игры на этом инструменте он создает собственный джазовый стиль, в котором есть практически все – вплоть до джаз-рока, блюза и регтайма.
Именно в результате поисков средств выражения и была написана пьеса «Жду известий», композитор в данном случае исходил из такой идеи: пять пальцев гитариста – это все равно что пять музыкантов, играющих разные партии. После очень эффектной демонстрации этого постулата к Александру Виницкому присоединился квартет имени Глинки. И здесь гитара, скрипки, альт и виолончель получили иное звучание: легкость не переходила в простоту, а насыщенность – в избыточность. «Бразильская фантазия», «Голубая фантазия», «Регтайм», завершилась программа пьесой «Самба на пятерых». Все-таки на сцене музыкантов было именно пять.
…Завершим этот рассказ тем, с чего он и начинался. Джакомо Пуччини как-то раз сломал ногу и попал в больницу. Через несколько дней к нему пришли друзья, которых композитор встретил словами:
– Я так счастлив! Мне уже начали сооружать памятник!
– Что за глупые шутки?! – встревожились они.
– Я вовсе не шучу, – ответил Пуччини и показал ногу в гипсе…
Евгений Петренко. Тверская жизнь